Спрос на частные школы растет
Двадцать первоклассников сидят на маленьких стульчиках. Перед ними выступают школьники постарше. За забором родители. Так прошла линейка в «Eврогимшзш».
Директор частной гимназии Лариса Пряжникова рассказала, что в этом году они ощутили повышенный интерес. Все первоклассники прошли отбор, конкурс на одно место — три человека. Да, перед поступлением здесь проверяют знания, в том числе и у первоклассников, что уж говорить про среднее и старшее звенья. Кстати, в прошлом учебном году поздравляли своих первых выпускников. Среди них и золотая медалистка.
Но, несмотря на наплыв желающих учиться, в классы набрали ровно столько, сколько планировали.
Больше учеников стало в частной школе «Аврора» — теперь их почти триста с первого по девятый классы. Eсть и собственное дошкольное отделение.
Можно ли считать, что частные школы частично решают проблему переполненности муниципальных школ?
— Отчасти это уже и происходит, — говорит Юлия Медведева, заместитель директора школы «Аврора» по учебно-воспитательной работе. — У нас впервые такой большой набор в первый класс. Мы ограничены в площадях — школа располагается в небольшом здании. Исходя из этого всегда набирали два класса по 20 человек. А в этом году к ним добавили еще один. Увеличено и количество учеников, в классах по 24 человека. И даже этим мы не закрыли всю очередь из желающих. Но пока условий нет.
Как нет уже и свободных мест в средних и старших классах. Родителей привлекают не только небольшие по численности классы. Кроме стандартной образовательной программы, в «Авроре» делают акцент на творческом развитии — изобразительном искусстве, музыке. Многие ее выпускники получают профессиональное образование по этим направлениям.
Пока еще новичок на рынке частных образовательных услуг — семейная школа «Максимус». Eе ниша — дети на семейном обучении. По словам Татьяны Ческидовой, руководителя учреждения, за плечами которой больше 26 лет педагогического стажа, желание открыть собственную школу родилось из опыта.
— Мой ребенок учится дома — в свое время мы сделали выбор в пользу семейного обучения. При этом нужно проходить аттестацию, но школа по месту жительства оказалась к этому не вполне готовой. Я работала учителем, много лет репетитором. Опыт есть и желание. Все сошлось, — поясняет Ческидова. — Начала процесс лицензирования, параллельно шли проверки надзорных органов. Тем не менее первый набор состоялся. У ребят с четвертого по девятый классы идут уроки, у каждого свое расписание. Причем не предметная деятельность ставится во главу, а тьюторское сопровождение. Тьютор, иначе говоря наставник, помогает семье и ребенку определиться с индивидуальным образовательным маршрутом, поставить собственную цель и идти к ней.
Eсли ученик видит себя в будущем врачом и склонен к естественным наукам, то он углубленно изучает биологию, химию. Гуманитарий — обществознание, литературу, историю. Семья определяет, будет ли то экстернат, базовое изучение или профильный уровень погружения в предмет.
Этот пример показывает, как трансформируются образовательные услуги. Eсли раньше были популярны репетиторские центры, в прошлом году онлайн-школы, то теперь появилась семейная школа. В ответ на вопрос, по каким причинам это происходит, Татьяна Ческидова заметила, что меняются понимание и требования родителей к образовательным учреждениям. Семья имеет право на образовательный запрос. Но удовлетворить его в полной мере в том режиме, в котором работают государственные школы на данном этапе, невозможно.
— Классы перегружены, а как педагогу, даже самому талантливому, донести информацию до всех тридцати пяти — сорока слушателей? — в ответ спрашивает Ческидова. — Дети не услышали, не все поняли, и потому родители обращаются к репетиторам. Ребенок, проведя пол дня в школе, спешит еще и на частные занятия. Это удвоение нагрузки, да и финансовые затраты для родителей. Возможно, онлайн-школы могли бы способствовать разгрузке школ и учеников. Но при учебе через компьютер проваливается социализация. Все за прошлый год наелись дистантом на всю жизнь и поняли, как же необходимо живое человеческое общение. Ребенок должен учиться общению с ровесниками и со взрослыми. Другой вариант — сделать ставку на занятия с репетиторами. В этом случае качество знаний будет высоким, но опять же отсутствие контакта с другими ребятами. Да и финансово не каждая семья вытянет.
Универсального ответа нет. С одной стороны, да — небольшие классы, дополнительные занятия, которые включены в расписание, домашние задания если и есть, то делают их в школе, но при этом стоимость не всем по карману. Хотя очевидно, что рынок образовательных услуг для школьников меняется не так быстро и не в том объеме, как растет спрос.
В областном департаменте образования рассказали, что по данным прошлого года (цифры этого станут известны в середине октября, когда все образовательные учреждения сдадут отчетность) в частных школах учатся чуть более тысячи учеников. В области работают еще четыре негосударственных учреждения, учредителем которых является РПЦ и Тобольская митрополия: в тюменской православной гимназии — 260 школьников, тобольской — 230, ишимской — 100, ялуторовской — 66. Но что такое тысяча для нашего региона? Несопоставимая цифра по сравнению с 230 тысячами учащихся общеобразовательных школ, которые сели за парты в этом учебном году.
ФОТО VK.COM
***
фото: Первое сентября в «Еврогимназии».