Пора отращивать колесики
Нерезиновая Москва вот уже много лет как не выдержала и порвалась. Теперь она огромной юбкой раскинулась вокруг себя новыми микрорайонами, все дальше и дальше от городского центра. Но такая судьба предначертана не только Москве.
Социологи уверены, Россия — страна нескольких больших городов, где есть образование, деньги, работа и жизнь. Маленькие города и поселения с каждым годом становятся все пустыннее, молодежь покидает их. Но уезжая в большой город, молодые люди снова попадут в город маленький и весьма отдаленный от большой цивилизации. Речь идет о новых районах, которые застраиваются буквально в чистом поле. Добраться до них из центра на общественном транспорте (я уже не заикаюсь о пешей прогулке) — почти невозможно.
Такие микрорайоны всякий раз обещают развитую инфраструктуру. Что вот-вот (обычно через несколько лет после заселения) появятся школа и детский сад, поликлиника, парикмахерские и кафе. Благоустройство района зависит от желания и фантазии застройщика и порой бывает весьма достойным. Но зачем люди едут в большие города? Как правило, чтобы работать или учиться в вузе. Иметь широкий круг общения. Ходить в театры, музеи, модные кофейни, смотреть достопримечательности, вести активную социальную жизнь. Для этого придется выбираться в центр — и вот тут новые районы сталкиваются со старыми проблемами.
Например, строящийся сейчас жилой район «Краснолесье» (неподалеку от развязки окружной дороги с улицей Ямской — если ехать в аэропорт Рощино, он будет с левой стороны). Угадаете, почему его так назвали? Все очень просто, потому что район окружает «красивый лес». Во многом район обещает быть перспективным. Дома здесь средней этажности, но не выше десяти этажей, это важно, строятся не типичные муравейники. Всего одноподъездных домов — 14, объединены они площадками и прогулочными зонами. Из особенно интересного обещают общественные огороды и палисадники. Такие можно увидеть, например, в Японии и скандинавских странах. В огородах можно выращивать цветы, овощи, пряные травы. Застройщик планирует установить водоматы, электрические заправки для автомобилей, уличное освещение на солнечных батареях. А в «красивом лесу» поставят кормушки для птиц и белок. Краснолесье называют «классом комфорт», но обещают разные цены и разные планировки. От студий до трехкомнатных квартир с открытыми террасами.
Как ни странно, в числе первых преимуществ Краснолесье обозначает свое расположение. Но именно оно наиболее слабое место района. На сайте застройщик уверяет, что до крупных торговый центров («Колумб», «Кристалл», «Ашан», «Леруа Мерлен», «Лента», «Метро») добираться всего десять минут. 20 минут до главных достопримечательностей города: набережной и Цветного бульвара. А Затюменский парк и вовсе находится «неподалеку». Но давайте считать.
Пытаясь добраться из центра в Краснолесье на машине, мы вынуждены огибать Рощинское кольцо. Иначе попасть в район пока невозможно. Это довольно большой крюк. Когда-нибудь потом пробьют дорогу через Учхоз. Что облегчит путешествие тем, кто владеет машиной. А если машины нет?
В ТЦ «Кристалл», что якобы в десяти минутах от Краснолесья», на самом деле придется ехать 1,5 часа с двумя пересадками. Набережная находится в 45 минутах езды на общественном транспорте. И это без учета времени ожидания автобуса…
Таким образом, доступен этот район только тому, кто передвигается на автомобиле. Для остальных он отдаленный. А это значит, что трафик на дорогах опять станет больше. Снова нам понадобятся бесконечные развязки, снова увеличится число ДТП.
Кстати, о транспорте: шум от трассы в Краснолесье довольно сильный. Близко к ней лучше не селиться.
Менеджеры продаж говорят, что знают проблему — инфраструктуры в районе нет, разве что два магазина работают у Учхоза. Но именно поэтому они обещают построить свой небольшой городок в городе. Укомплектовать его магазинами, общественными учреждениями. В планах на будущее построить детский сад. Ближайшая школа под номером 51 находится в 30 минутах езды на общественном транспорте, столько же займет путешествие пешком. До поликлиники на автобусе доехать можно за 42 минуты.
.В далеком 1962 году Чезаре Армано придумал машину «синголетта». По сути, это почти полностью стеклянная кабина размером со стоящего на ногах человека, у нее есть руль и четыре колеса. Армано часто называют провидцем. Мол, он придумал отличное средство передвижения для соблюдения социальной дистанции во время пандемии. Более того, в том же 1962 году он придумал машину, которая будет заряжаться от электричества. Как знать, может быть, дар провидца Армано простирается еще дальше, и мы действительно начнем перемещаться исключительно на колесах. Иначе для кого строятся все эти районы?
***
О проблеме разрастания города говорит урбанист Аркадий Каюгин, доцент кафедры органической и экологической химии ТюмГУ.
— Одна из урбанистических проблем Тюмени — это так называемый urban sprawl, или по-русски — расползание города. Размеры растут быстрее, чем население, плотность населения падает. При этом новые районы проигрывают и в социальной инфраструктуре, и в наличии рабочих мест, — поясняет Аркадий Александрович. — Все это приводит к интенсификации маятниковой миграции из отдаленных районов в центр по утрам и обратно вечером. А транспортная система не успевает за ростом города. Прежде всего речь об общественном транспорте. Как результат — пробки, забитые парковки в центре, инфраструктура для пешеходов и велосипедов (а также самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности) развивается по остаточному принципу.
Каюгин считает, что правильнее застраивать и развивать город внутри его границ, а не захватывать пригородные поля. А с тем, что уже построено, можно бороться только развитием магистрального транспорта. Каюгин полагает, что трамваи могут нас спасти, позволят справиться с маятниковой миграцией, снизив зависимость жителей удаленных районов от автомобиля.
— Ну и наконец нужно перестать маргинализировать транспорт «последней мили» — электросамокаты. Ведь они идеально подходят, чтобы добраться от автобусной остановки или перехватывающей парковки до нужного места или для перемещения на небольшие расстояния в центре города. По крайней мере шесть-семь месяцев в году уж точно, — говорит Каюгин. — Но для этого нужно развивать сеть велодорожек или велополос, чтобы исключить конфликты с пешеходами. Хороший вариант — делать сезонные полосы: на летний период отделять часть дороги для велосипедов и самокатов. Такая практика хорошо зарекомендовала себя в Москве.
Алиса Вернер
***
фото: Строящийся ЖК «Краснолесье» ;;Рисунок «синголетты» Чезаре Армано.