От фаната фанатам
Такая культурная жизнь
ЭЛИНА БОБАКОВА
Дюна. Режиссер Дени Вильнёв. В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Зендея и другие.
«Дюна» — это экранизация фантастического романа Фрэнка Герберта, опубликованного более шестидесяти лет назад. А еще это фильм мечты.
10191 год, галактический император передает планету Арракис под управление герцога Атрейдеса. На Арракисе нет ничего, кроме песка, опасной флоры и коренного населения, а еще главного и самого дорогого и ценного ресурса — пряности, с помощью которой осуществляются межгалактические путешествия. Однако дом Харконеннов, давних врагов Атрейдесов, не готов так просто распрощаться с дюной…
С экранизацией история была долгая и сложная. Возня с покупкой прав, несколько предыдущих неудачных попыток экранизации, перенос релиза почти на год из-за пандемии… Однако сценарию очень повезло оказаться в руках Дени Вильнёва, режиссера-визионера. После «Бегущего по лезвию 2049» он получил общее признание и одобрение как талантливый и очень аккуратный режиссер с собственным неповторимым стилем.
Дальше все пошло как по маслу, Вильнёв отобрал каст очень быстро, и он максимально звездный. Главного героя, Пола Атрейдеса, например, и вовсе не искали — режиссер изначально видел в этой роли исключительно Тимоти Шаламе.
Приятно видеть, как уверенно и последовательно Шаламе создает историю о взрослении и принятии своей судьбы. А Стеллан Скарсгард продолжает удивлять — кажется, ему по плечу любая, самая сложная или самая омерзительная роль. Но присутствие Зендеи, не отошедшей (или вовсе далеко не идущей) от прошлых ролей, непонятно совсем. Так же, как Дейва Батисты или Джейсона Момоа, так и не сменивших амплуа крутых парней без предыстории и характера.
Над музыкой постарался Ханс Циммер, и это действительно уникальный звуковой ряд. В первую очередь потому, что вне визуального он не воспринимается. Музыку буквально не слышишь, потому что отрывочные скачущие ритмы сливаются с окружающим миром, будто эти почти религиозные напевы и есть пустыня Арракиса, видения Пола, преследование огромных червей, которые отзываются на вибрацию почвы. Композитор буквально создал звуковую среду других планет.
А режиссер слил эти потоки воедино. Даже человеку, не знакомому с романом, с первых же минут фильма становится понятно, насколько постарался Вильнёв, как структурно, по кирпичику, он создавал объемную вселенную (в буквальном смысле), выстраивал кадр, не теряя темпа, не нагружая лишними деталями. Два с половиной часа — это довольно много для зрителя в кинозале, но все это время сидишь с открытым ртом. Впоследствии я думала о том, что можно было бы опустить, убрать из фильма без потери смысла, но ничего не надумала. Вильнёв, сам большой фанат оригинального романа, был очень бережен, полностью сохранил структуру и хронологию повествования, из книги в фильм дословно перекочевали диалоги и монологи. Он не спешит, прекрасно понимая, что в 155 минут хронометража невозможно уложить весь объем, и поэтому сосредотачивается на качественном переносе только половины первой книги.
«Дюна» — это монументальное полотно, прорисованное, глубокое, многоплановое, фундаментальное. И авторское. Так что справедливо было бы назвать фильм «Дюна» Дени Вильнёва». Критики и зрители заочно прочат режиссеру статус культового, а фильму — шедевра мирового кинематографа. Я бы еще добавила, что «Дюна» — это событие не сезона и даже не года, а десятилетия. К просмотру обязательно и только на большом экране.