X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пятый элемент самовнушения

Последний день четырехдневного образовательного интенсива, организованного ТюмГУ совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета, прошел на карбоновом полигоне озера Кучак.

Погода неожиданно испортилась, полетели снежинки, и в красивых белых шатрах, оставшихся со дня открытия полигона 30 августа, было очень холодно. Участники интенсива (больше ста человек из 26 регионов России) старались побольше двигаться, что в замкнутом пространстве совсем не просто. Снаружи периодически начинался дождь (штормовое предупреждение от МЧС на этот раз попало в точку), и тогда в шатрах капало с потолка.

…На финальную сессию — выступать перед экспертами — отобрали девять из 16 команд. В основном те, что приехали в Тюмень уже с готовыми проектами. Например, из Архангельской области привезли проект водорослевой фермы, команда из Белгорода поделилась планами реабилитации земель Курской магнитной аномалии, а в Чечне и Кабардино-Балкарии уже разрабатывают технологию снижения углеродного следа отгонного животноводства на пастбищах с использованием биореагентов.

Но к готовым проектам эксперты подошли безо всякой жалости, раскритиковав в пух и прах. Хотя организаторы оговорились: это не защита, на вопросы отвечать не нужно — достаточно взять комментарии экспертов в работу.

Но тем ценнее полученный опыт. Фактически сейчас с колес формируется национальный подход к карбоновой тематике, намечаются контуры законодательства и принципы обучения специалистов. Как заметил один из экспертов, многие из нас еще остаются в старой природно-экологической терминологии, не успевая перестроиться на новую (карбон-фри, депонирование СО2, стоки углерода, трансграничное углеродное регулирование). Нам всем еще предстоит почувствовать на себе климатические изменения, хотя лесные пожары этого лета, засуха, штормы и смерчи на юге России уже стали первыми звоночками.

Многие скажут: да не верю я в эти катаклизмы, ученые все выдумывают! Но подвижная граница вечной мерзлоты — это уже факт, который сложно игнорировать. Некоторые и в ковид отказываются верить, пока не оказываются под капельницей в больничной палате.

Как знаменитый диалог в известном фильме:

— Видишь суслика?

— Нет.

— Вот и я не вижу… А он есть.

Наверное, поэтому все участники интенсива, замерзшие и уставшие, благодарили организаторов за первый шаг на большом пути к карбоновой нейтральности и спасению Земли.

Пока еще ничего не понятно, но уже можно учиться не распахивать форточку, если батареи шпарят, не покупать в магазине пластиковые пакеты и еще много чему. Например, можно учиться видеть за маленькими грядками биостанции ТюмГУ проступающие контуры карбонового полигона.

Участники интенсива с интересом разглядывали стенд с материалами эксперимента по использованию биоугля в сельском хозяйстве. Конечно, некоторые страны ушли далеко вперед, у них уже повсеместно в ходу возобновляемые источники энергии — солнечные батареи, ветряки, приливные установки. Eсть и весьма экзотические (пока что) проекты, например, маски, улавливающие метан и закись азота из коровьей отрыжки.

Сколько надо построить по стране карбоновых полигонов, чтобы измерить баланс леса (болота, озера, завода, города)? Измерить, а потом посчитать — и это будут такие big data и такие сложные алгоритмы, с которыми, возможно, еще не сталкивались математики, а уж тем более химики, физики, экологи и ботаники, которые собрались в воскресенье под протекающими палатками на озере Кучак. А пока мы вместе со всем прогрессивным человечеством начинаем двигаться к заветной цели — достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Ведь в этом году жить нашим детям и внукам (ну и нам, кто дотянет).

В частности, в Великобритании к 2050 году планируют развернуть сеть городского аэротранспорта с нулевым выбросом СО2. Это один из проектов по декарбонизации.

Эх, прокачусь!

***
фото: На интенсиве у озера Кучак было холодно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта