Я запишусь в команду будущих талантов
Eкатерина Костылева, учитель физики гимназии N16, сегодня уезжает в Москву на финал всероссийского конкурса «Учитель года — 2021».
Удивительно, но гимназия N 16 бьет рекорд по количеству победителей городского и областного этапов. Дмитрий Коляденко, ныне замдиректора гимназии, Марина Деньгина, учитель музыки, Марианна Чуйкова, учитель русского языка и литературы (теперь на пенсии), и Eлена Володина, которая сейчас работает в ТОГИРРО.
— Eкатерина Сергеевна, что у вас за секретный компонент в гимназии, что педагоги показывают такие результаты?
— Иногда секреты бывают очень простыми. И разгадка кроется не столько в способностях конкретного человека, сколько в самой команде. Здесь одному успеха сложно добиться. Надо, чтобы кто-то тебя поддерживал, мог подстраховать, даже просто встать за тебя к доске, пока ты выступаешь на конкурсе. Это правда командная работа.
— Педагогические коллективы в школах сильные, оборудование прекрасное, условия обучения комфортные, но все больше родителей выбирают для своих детей семейное обучение. Почему?
— Десять лет назад такие случаи действительно были единичными, сейчас их стало больше. Иногда причины чисто прагматические: например, ребенок занимает спортом и слишком загружен, не успевает. Eсли родители могут сами организовать процесс обучения так, что его эффективность повысится, наверное, такая форма имеет смысл. Внесла свой вклад и пандемия. Но перейдя на дистанционку, многие поняли, что она многое дает, но многого и лишает. В частности, общения.
— Возможно ли самостоятельно изучить физику?
— Любой предмет можно изучать самостоятельно, было бы желание. Но надо учитывать, что самостоятельное обучение требует больших усилий, умения себя дисциплинировать, мобилизовать. Будут возникать вопросы, на которые трудно найти ответ, даже с помощью интернета. Интернет, как известно, может найти, но не может разъяснить. Кроме того, физика -это предмет, ориентированный на практику, чтобы его изучить, необходимо выполнять лабораторные работы. Нельзя все организовать в домашних условиях, необходимо лабораторное оборудование и строгое соблюдение техники безопасности.
— В этом году в МГУ на психологию поступила девятилетняя Алиса Теплякова, все СМИ про нее написали. Какие чувства вызывают у вас такие случаи?
— Талант ребенка всегда вызывает прежде всего восхищение. Но возникают определенные сомнения и переживания: а готов ли ребенок к такой нагрузке — не только интеллектуально, но и психологически? Не сломается ли в будущем? Не потеряет ли интереса к науке? Иногда так бывает у тех, кто слишком рано и интенсивно начал заниматься спортом. Мне кажется, главное, чтобы ребенок был счастлив. Eсли он чувствует себя адекватно при такой нагрузке, если она его не гнетет, если это не лишает его детства, то почему бы и нет.
— Можно ли родиться талантливым физиком? Или настоящий талант — это непрерывное усилие и фантастическое трудолюбие? Бывали ли в истории примеры гениальных физиков-самоучек?
— Определенная предрасположенность к занятиям физикой, конечно, есть. Одним точные науки даются легко, другим — с усилием. Прекрасно, когда желания и возможности совпадают. С хорошими данными многое легче дается, прогресс достигается быстрее. Но ускорение — не всегда самый быстрый путь к успеху. Не зря в народе говорят: тише едешь, дальше будешь. Даже гении не всегда сразу выстреливают. Ну и без труда реализация того, что дала тебе природа, невозможна.
— Почему среди физиков и математиков так много людей творческих — поэтов, писателей, философов-гуманистов?
— Физики и математики — люди с хорошо сформированной картиной мира, которые четко представляют себе причинно-следственную связь событий и явлений. Из этих представлений легче конструировать новые взгляды на мир, осмысливать их творчески. Отсюда и поэзия, и живопись, и музыка. Это ведь тоже во многом физические явления.
— Когда дети говорят: «Физика -это не мое», они просто ленятся? Или это нераскрытые способности?
— Такие высказывания могут быть и выражением низкой мотивации в освоении предмета, и лакмусовой бумажкой того, что ребенку трудно учиться, что он не справляется. Но неуспех возможен у каждого. И способного, и неспособного. Eсли есть желание и мотивация, то преодолеть трудности легче. Задача учителя — раскрыть таланты учеников, найти то, что откликается в их душах. Вряд ли можно заставить что-то полюбить, но через определенные усилия, через преодоление часто рождается та самая мотивация, которая перерастает в успех.
— Интересно ли школьникам сейчас изучать астрономию? Нужны ли им квазары, пульсары, черные дыры и нейтронные звезды?
— Изучать космос всегда интересно. Сейчас они могут наблюдать за прорывом в науке, быть современниками этих уникальных, не только физических, но и исторических, процессов. Неведомое, неизведанное детей всегда манило. А вдруг именно они будут его первооткрывателями? И с точки зрения расширения кругозора такое любопытство тоже очень полезно.
— Будут ли у нас когда-нибудь свои Илоны Маски?
— Компьютерные игры и научная фантастика много рассказывают о путешествиях в космическом пространстве, дети хорошо погружены в эту тему. Хотя на изучение самой астрономии в рамках школьной программы отводится не так много — тридцать четыре часа. Успеют ли за это время вырасти у нас свои Илоны Маски? Наверное, нет. Но заложить основы этого роста вполне возможно.
— Школа готовит, на ваш взгляд, трудяг, лентяев или талантов?
— Дети сейчас много занимаются проектной деятельностью, которая как раз и направлена на раскрытие и развитие способностей ребенка. Для этого созданы кванториумы, фаблабы, приобретается новейшее оборудование. Eсть все условия, чтобы трудиться и растить свой талант. А лентяи были всегда. С точки зрения дисциплины, это качество непродуктивное. Но иногда и лень — выражение спящего таланта. Придет время, и он раскроется. Школа дает знания, опыт социализации, обеспечивает широкий круг знакомств. Образование — работа командная, но в ней каждый человек важен.
***
фото: Екатерина Костылева