X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Экскурсия по обмену

Виртуальное путешествие по другим казанским улицам приглашает нас совершить журналист газеты «Казанские ведомости».

Знакомство с Казанью обычно начинается с кремля, архитектурный ансамбль которого включен в список Всемирного наследия ЮНEСКО.

Здесь же расположена знаменитая соборная мечеть Кул-Шариф, разрушенная в 1552 году войсками Ивана Грозного во время штурма Казани и восстановленная в 2005 году (на ее восстановление ушло почти десять лет). Eще одно культовое здание — Благовещенский собор, построенный в 1561-1562 годах псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым на месте небольшой деревянной церкви. Собор многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался.

Но главный символ города, пожалуй, — башня Сююмбике.

Существует несколько легенд ее происхождения. По одной, башню построила казанская царица Сююмбике, чтобы увековечить память о своем любимом супруге Сафа-Гирее, который умер в 1549 году. По другой, башню за семь дней возвели по приказу Ивана Грозного, и якобы тот хотел взять в жены казанскую царицу Сююмбике, а она сбросилась с седьмого яруса только что построенной башни. Но ученые доказали, что башня была построена гораздо раньше всех этих событий.

Одна из самых популярных улиц -пешеходная улица Баумана с ее Богоявленским собором, где крестили Федора Шаляпина. Она перетекает в другую пешеходную улицу — Петербургскую. Несколько минут ходьбы, и мы в историческом районе Казани — Суконной слободе. Здесь построена стилизованная татарская деревня с музеями, ремесленными мастерскими, где проводятся мастер-классы по народным промыслам, кафе, ресторанами с национальной татарской кухней, татарской баней.

А на правом берегу озера Нижний Кабан есть еще Старо-татарская слобода, где селилась преимущественно интеллигенция, духовенство, купцы, промышленники. В Старо-татарской слободе открыты литературный музей татарского поэта Габдуллы Тукая, музей просветителя Каюма Насыри. На набережной озера Кабан расположен Татарский академический театр имени Галиаскара Камала.

Много веков в народе живет легенда о ханской казне, которая спрятана на дне озера. По преданию, когда войска Ивана Грозного подошли к городу, вся ханская казна была тайно вывезена из кремля на нескольких ладьях по каналу Булак на озеро Кабан. По одной версии, бочонки, в которых были сложены сокровища, просто скинули в воду, по другой, затопили вместе с ладьями, чтобы потом их легче было отыскать. Но почти все участники той операции погибли при защите Казани и унесли с собой тайну клада.

Это легенда. А то, что ханские сокровища существовали и потом бесследно исчезли, — исторический факт.

Легенда о кладе всегда привлекала историков, писателей, авантюристов. Eе рассказал писатель Рафаэль Мустафин в книге «Тайны озера Кабан и другие тайны Казани». А ему эту историю поведал потомок рода Азимовых, чьи предки были приближенными казанского хана. Было много и безуспешных попыток разыскать сокровища. Озеро глубокое — в разных местах глубина от десяти до сорока метров, на дне большой слой ила.

Но были случаи, когда клад напоминал о себе. В советские годы в озере утонул молодой человек. Во время поисков его тела спасатели натолкнулись на что-то тяжелое. Это был бочонок. 15 человек на восьми лодках пытались поднять находку. Но бочонок был настолько тяжелым, что сорвался и снова ушел в ил. Тому было множество очевидцев.

Много раз на озере работали водолазы со специальным оборудованием, но и они не смогли ничего найти. Очистить Кабан от ила пытались в девяностые годы. Умирающее озеро ожило, в нем появилась рыба. Берега Кабана привели в порядок, сделали красивую набережную, и теперь это любимое место прогулок горожан. Туристов сюда привлекает и необычный музей чак-чака. Дом, где он находится, является памятником архитектуры начала XIX века. Раньше этот дом принадлежал купцу Вафе Бигаеву.

В музее гости узнают не только правильный рецепт культового блюда, но и то, почему обжаренные кусочки теста в медовом сиропе называются чак-чак. Первая версия: с татарского языка «чак-чак» переводится как «мелочь, мелкий». Это вполне логично, потому что сладкое угощение состоит из маленьких кусочков теста. Вторая версия сложнее. У древних булгар до принятия ислама была другая религия — тенгрианство: они поклонялись духам, одним из которых был Чак-Чак — добрый дух домашнего очага, семейного благополучия. Чак-чак издавна считался обрядовым свадебным блюдом. Молодоженам всегда желали, чтобы они всю жизнь говорили друг другу только сладкие слова, как чак-чак, чтобы детей у них было столько, сколько горошин теста в чак-чаке, чтобы жили они в богатстве, потому что желтый цвет чак-чака напоминает золото, чтобы всегда были вместе со своей семьей и со своим народом, как кусочки чак-чака, крепко скрепленные медом.

Между прочим, во время приготовления чак-чака женщины подыскивали невест для своих сыновей. Они видели, какие девушки аккуратные, трудолюбивые, хозяйственные, а какие — не очень. Не зря же у татарского народа есть поговорка «Скалка — главное орудие татарки!»

Кстати, самый большой чак-чак в мире был приготовлен в Казани к открытию Чемпионата мира по футболу в 2018-м. Он был сделан в виде половинки футбольного мяча высотой два метра и весом 4026 килограммов. Это достижение внесено в книгу рекордов Гиннесса.

Ольга Иванычева

***
фото: Мечеть Кул-Шариф;Набережная озера Кабан и театр имени Камала.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта