Улица Красных зорь готовится к переменам
Ученикам и педагогам коррекционной школы N 2 предстоит на время переехать в другое здание. Старое будут сносить, на его месте строить новое.
– Когда у школьника, тем более школьника особого, меняется отработанный годами режим дня, маршрут к школе, когда еще непонятно, что ждет впереди, объем тревог зашкаливает, – говорит Алексей Райдер, заместитель губернатора, директор областного департамента образования и науки. – Грядущие в школе перемены, конечно, – встряска для семей. Но надо верить, что потом будет лучше и качественней по всем пунктам. Ведь в результате мы получим совершенно другую школу – по масштабам, по вместимости, по возможностям, по оборудованию. Сейчас к размещению детей из школы N 2 мы готовим здание школы-интерната «Горизонт». Сегодня школа-интернат работает в двух корпусах. В одном, на первом этаже здания школы N 13, ведется обучение, второй – спальный. Его мы и будем переоборудовать, адаптировать под учебный процесс. Вместо спален, которые сейчас свободны (поскольку ситуация с детьми-сиротами, требующая их круглосуточного пребывания в интернате, давно поменялась), сделаем классы. При этом комфорт и уют этого корпуса сохранятся.
– Подготовка к переезду уже началась?
– Да. Сейчас в школе «Горизонт» остались в основном дети с ограничениями по здоровью, но у которых есть родители. Это семьи, которым удобней было ездить в «Горизонт», чем возить детей через весь город в школу N 2. К переселению приступим, когда придет пора освобождать площадку под строительство – ориентировочно это случится весной следующего года. Учебный год мы, скорее всего, завершим без потрясений. А вот летом займемся переездом. – Чтобы вместо спален устроить классы, придется закупать новую мебель?
– Дополнительной мебели не потребуется. Часть есть в школе «Горизонт», часть перевезем с Красных зорь. В серьезном капитальном ремонте здания тоже нет необходимости. Корпус был приспособлен под круглосуточное пребывание детей, поэтому к его состоянию всегда было повышенное внимание.
Оборудовать классы планируем с учетом занятий по развитию мелкой моторики, поскольку это важная часть коррекционной программы и способствует социально-бытовой адаптации детей.
– А что будет с вещами и предметами, которые в учебном процессе не нужны, но дороги родителям, педагогам, учащимся?
– Поделки ребят мы временно увезем на хранение и потом вернем в новое здание. Мы хотим сохранить историю и традиции, которые здесь сформировались. Пример – гимназия N 16. После строительства нового здания жизнь не началась там с нуля, а продолжалась. Так же будет и с коррекционной школой. Просто сейчас надо сохранить все то, что было накоплено. И потом всем этим богатством обжить новые стены.
– Как не растерять при переезде педагогические кадры?
– Педагогам первое время тоже будет неудобно. Риск, что кто-то не выдержит трудностей и решит уйти, конечно, есть. Но мы рассчитываем, что будет организована развозка для сотрудников. Для перевозки взрослых требования не такие строгие, как для школьных автобусов. Рассматриваем уже несколько вариантов, в том числе автобусов из ПАТП. Зато когда здание будет построено, мы точно будем нуждаться в дополнительных педагогических кадрах, подготовкой которых занимаемся уже сегодня на отделении коррекционной педагогики ТюмГУ и в педколледже.
– Справится ли с повышенной нагрузкой школьная столовая в «Горизонте»? Ведь детей в бывшем спальном корпусе прибавится.
– Вместимость зала для питания достаточная. Спальный корпус был рассчитан на значительно большее число детей, чем там находились. И столовая ничем не уступает по параметрам сегодняшней столовой коррекционной школы N 2. А сами кухонные помещения находятся в школе N 13, где учатся воспитанники «Горизонта». Все это в пределах одного двора. В практике школы «Горизонт» логистика, связанная с питанием, давно отработана. Дети там питались пять раз в день. Поэтому тут мы меньше всего ожидаем каких-то проблем, рисков или нестыковок.
– Рассматривался ли вариант перевозки детей, которые живут рядом со школой N 2, на школьном автобусе, чтобы не перекладывать эту ношу на плечи родителей?
– Пока мы этим не занимались, но выясним потребность родителей в такой перевозке. Практика показывает, что одного сопровождающего педагога будет недостаточно, возможно, потребуется помощь кого-то из родителей. Хотя они всегда отличаются отзывчивостью. В этой школе все устроено по-семейному. Там очень активный родительский комитет, все на связи. Уверен, что появятся отзывчивые родители, которые смогут разделить с нами ответственность по доставке детей на учебу.
– На какой стадии находится процесс подготовки к строительству?
– Мы используем типовой проект школы на тысячу двести мест и адаптируем его к данной площадке. Мы завершаем допроектирование, которое необходимо, чтобы поставить коробку здания на конкретный земельный участок. Впереди полуторамесячная стадия экспертизы проекта. Никаких тревог, что можем перед новым строительным сезоном остаться без проекта, у нас нет. Именно поэтому так часто используются проекты повторного применения. Там уже все выверено, рассчитано и проверено на практике. Хотя модули, этажность могут меняться.
За прошедшие месяцы мы еще раз убедились в правильности принятого решения. Жизнь берет свое, сколько бы мы ни переживали за старое историческое здание. Родители уже сами стремятся выйти за прежние рамки.
– Что им хочется изменить?
– Саму систему коррекционного обучения. Так уж повелось, что она сложилась из сети детских садов и начальных школ NN 76, 77, 82, 89. Это позволяет при переходе из дошкольного возраста в школьный продолжать коррекцию в том же образовательном учреждении. Сохранение специализации позволяет подбирать штаты с определенными логопедами, сурдопедагогами, ориентировать их на определенные нозологии, чтобы максимальное число детей адаптировать к обучению в условиях инклюзии. И в пятом классе ребенок либо идет в коррекционный класс обычной школы, либо переходит на режим обучения на дому, если инклюзия ему противопоказана. И это не всем родителям нравится. Они выдвигают требования, которые пока выполнить невозможно. Поэтому большая коррекционная школа в центре города всем очень нужна. Она позволит все ступени проходить по адаптированной программе. Там же – полностью реализовать весь блок социально-бытовой адаптации. Собрать и педагогов, и терапевтов, и узких специалистов в одном коллективе, чтобы оказывать максимально профессионально адресную помощь каждому ребенку. В новом здании все накопленные практики расставят по своим местам. Появятся и новые, например, технология по работе с глиной. Будут и Брайлевские компьютеры, и симуляционные кабинеты, позволяющие детям-аутистам обретать бытовые навыки, необходимые в городской квартире. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок мог выйти из школы в максимально автономное существование, продолжать свое развитие и, по возможности, профессиональный рост. Такого в Тюмени еще не было. Надо только запастись терпением и добраться до нужной точки без обид друг на друга.
***
фото: НА СНИМКАХ: школа N 2 на улице Красных зорь. Запомните ее такой.;