Дмитрих купил себе что-нибудь
Из путешествия по Германии возвращаешься другим человеком, говорили Дмитрию Никулину друзья и родственники. А он не верил.
В июле он ехал к другу на BlaBlaCar в Екатеринбург, познакомился с попутчиком. Разговорились о путешествиях, что Дмитрия уже несколько лет в Германию зовет тетя. А попутчик ему: «Обязательно слетай! Вернешься домой другим человеком».
Сомнений не осталось – нужно лететь! Но как? Въезд в Германию разрешен только вакцинированным, в списке вакцин только Pfizer, Moderna, AstraZeneca или Janssen. – Можно поставить нужную прививку в дюссельдорфском аэропорту, но ведь я уже получил оба компонента «Спутника»! Получить туристическую визу тоже невозможно, потому что страна не пускает туристов даже при действующем Шенгене.
Оказалось, что можно лететь к родственникам по их приглашению. Тогда любая вакцина годится.
Документы Дмитрий подавал через визовый центр, купил билет до Дюссельдорфа через Санкт-Петербург.
– На самолете летел впервые, чувствовал себя парнем из деревни. Не знал, куда идти и что делать. Еще и очередь на самолет перепутал. Чуть в Москву не улетел! Опомнился, когда взглянул на табло и увидел номер рейса. В самолете в Питере сидел с немцем. Он переписывался с женой по WhatsApp на немецком. Так что я уже в самолете почувствовал, что Германия где-то близко.
Дюссельдорф напомнил Никулину Ялуторовск. Такой же небольшой и зеленый городок, чистые и просторные улицы.
– По дорогам ездят старенькие «ауди», BMW и «мерседесы». Автобусы, метро и трамваи отвезут даже в соседние города: Кельн, Дуйсбург, Эссен, Вупперталь и Дортмунд. Да и на выходные можно смело (только узнайте об ограничениях) рвануть в Амстердам, Лондон, Брюссель или Париж, потому что Дюссельдорф находится в центре Западной Европы.
Немцы относятся к русским хорошо. Один торговец спросил Дмитрия: «Ты откуда к нам приехал?» Он ответил: «Из Тюмени, это российский город». А торговец: «Вы, русские, вообще молодцы! Трудолюбивые, добрые и безотказные люди. Мы не любим работать на стройках, выбираем профессии журналиста, адвоката, юриста. А вы строите».
Еще немцам нравятся русские девушки. Они считают их красивыми и модными.
– Этот же торговец, что хвалил наше трудолюбие, женат на русской девушке. Так вот она красится каждый день, пользуется парфюмерией, ходит на каблуках и в неудобных платьях. А немки более скромные, одеваются просто, не пользуются косметикой, не кокетничают. «Брак русской и немца – ответственный шаг, – сказал торговец. – Нужно набраться терпения. Жена не умеет экономить: чистит зубы, не выключая воду. Меня считает скупым, потому что ругаюсь, когда приходят большие счета. Конечно, она тоже зарабатывает, но все равно ссоримся».
Сначала Дмитрий подумал, что немцы и правда скупые, всегда ждут акций и скидок, только потом что-то покупают.
– Тетя Лена говорит, что немцы – борцы за экономическую свободу. У них очень большие налоги и тарифы на электричество, отопление и воду, поэтому считают это пустой тратой денег. Они вкладываются в инвестиции, чтобы качественно организовывать свою жизнь. Отдыхают на дорогих курортах, ни в чем себе не отказывают в путешествиях.
Еще они очень чистоплотные: всегда сортируют мусор и убирают за собакой на прогулке.
– У них блестят тротуары! В конце недели все выходят на субботники и убирают собственные дома, магазины, кафе, улицы. Встретил соседа тети Лены, он после домашнего субботника пошел отмывать уличные урны. Спрашиваю: не страшно трогать чужой мусор? Нет, отвечает, страшно тонуть в грязи, а в чистоте и жить приятнее.
…После пары дней в Дюссельдорфе Дмитрий Никулин отправился на автобусе в Бремен.
– В автобусе я подсел к местным бабулям, они завели со мной диалог на немецком. Я ответил на английском, что их не понимаю. Бабушки не растерялись, что-то спросили по-английски. Никогда так не краснел! Вернувшись домой, записался на онлайн-уроки английского языка. Вообще людям важно, чтобы все знали немецкий язык. Слышали фразу «Чувствуйте себя как дома»? Чтобы быть в Германии дома, всем нужно говорить на одном языке, иначе друг друга не поймешь. В Дюссельдорфе даже русские продавцы разговаривают на немецком. Я спросил по-русски что-то про одежду, продавец меня поняла, но ответила на немецком.
За месяц Дмитрий Никулин побывал еще в Берлине, Гамбурге, Мюнхене и Кельне.
– К сожалению, на футбол не удалось попасть. Но тетя говорит, что в следующий раз нельзя упускать возможность. За команду болеют все – дети и родители, бабушки и дедушки. Покупаешь напиток за три доллара, после матча не выбрасываешь стакан, а возвращаешь его обратно на кассу, получаешь обратно свои деньги. Эх, здорово придумали!
Вернувшись в Дюссельдорф, Дмитрий узнал, что шеф тети Лены (его зовут Шепарс) хочет познакомиться с ним.
– Я не хотел идти к нему в гости, потому что не знал, как он ко мне будет относиться. Шепарсу девяносто два года, он участник войны. Приехав к нему, ожидал увидеть старого и ворчливого деда. А познакомился с высоким, стройным мужчиной! Он обрадовался моему приезду. Я помогал ему косить газон, правда, Шепарс бесплатно помощь не принял. Сказал, мол, если хорошо скосишь, то я куплю тебе футбольный мяч. Сам уехал на турнир по шахматам играть с другими дедулями, вернулся и перевел на тетину карту сто долларов. Написал: «Для Дмитриха, пусть купит себе что-нибудь». Вдумайтесь, я заработал почти восемь тысяч рублей за полтора часа несложной работы! Просто помог с газоном!
И все-таки – почему возвращаешься из Германии совсем другим человеком?
– Я вернулся домой, увидел переполненные урны, разбитые тротуары и ямы на дорогах. Заметил, как мы бездумно тратим деньги, гоняем на машинах, рискуем жизнью других людей. Раньше я этого не видел. Теперь я думаю, что не надо ждать от кого-то помощи, а действовать самому.
Возможно, это пройдет.
***
фото: НА СНИМКЕ: Дмитрий Никулин в Бремене.