Кино и джаз в большом городе
Я герой другого времени, но мне пришлось начистить свои желтые фары и засветиться по полной. Мы ехали на праздник по осенней Тюмени, ловя восторженные взгляды прохожих.
Приветствую, я — «жук», вполне приятный ретроавтомобиль цвета жгучей зимней рябины. Живу в Тюмени, но высовываюсь лишь по особому случаю. 24 сентября я гнал (в пределах своих ретро-возможностей) на вечеринку… в библиотеку! Мной управляли веселые, не по сезону разодетые ребята. Они же и объяснили: 125 лет назад родился американский писатель, поэт «эпохи джаза», Френсис Скотт Кей Фицджеральд! На его день рождения едем. Ставим «Remember who you are» Луи Армстронга, ты даешь громкий сигнал, и тут пойдет танец, да такой, чтоб у гостей не осталось сомнений -это ревущие двадцатые, старина!
Я подмигнул, но все же не сразу понял, при чем здесь библиотека.
Фицджеральд в моде
У информационно-библиотечного центра для молодежи на Червишевском тракте я затормозил. Сколько людей пришло на праздник этого самого Фицджеральда! Здесь и писатели, и фотографы, художница Анастасия Гололобова, историк Александр Ярков в широкополой шляпе, поэтесса Лидия Жебутинская, преподаватели английского, искусствоведы, библиотекари, школьники.
Что же я знаю о Фицджеральде: родился в Сент-Поле, учился в Принстоне, влюбился в первую красавицу всех вечеринок Зельду Зейр, женился! И позже у них родилась дочь Скотти, вернее, Френсис Скотти Фицджеральд, да, дочь звали точно так, как отца. Она стала журналистом. А что еще? Фицджеральд — автор весьма поэтичных романов «Ночь нежна», «Последний магнат», «Прекрасные и проклятые» и, разумеется, «Великий Гэтсби»…
Фицджеральд — это не просто имя, это эпоха. Eго молодые герои ищут себя, борются, спотыкаются, но снова пускаются в поиски. Такие есть и сейчас, будут и завтра. Где еще, как не в библиотечном центре для молодежи, праздновать его юбилей!
Роман с джазом
Хотя. это больше не стены библиотеки. Это типичные улицы старого Бродвея, увешанные афишами и объявлениями о кастинге. На сцене чемоданы, печатная машинка, исписанные листы небрежно рассыпаны по полу. Вокруг книги, множество книг на разных языках. Звучит саксофон: маэстро Роман Сал-дин, пританцовывая, играет на ходу. Это «Розовая пантера», зал принял сразу. Аплодисменты. И на сцену выходит. Фицджеральд.
Раскроем карты? На роль писателя библиотечный центр рассматривал три кандидатуры.
Думали и про одного из актеров «Ангажемента», и про эпатажного местного поэта. Но Константин Безгодов, по природе и артист, и режиссер, сразу вжился в образ. Да и внешне он похож на Фицджеральда. Роль Зельды исполнила хореограф Алена Ярцева. Прежде чем дать согласие, Алена познакомилась с историей писателя и его эпатажной супруги. Так сложился дуэт. Так родился чувственный танец, в котором артисты постарались рассказать о сложных, но ярких отношениях Зельды и Френсиса.
Когда на сцене появилась историк кино Наталья Соколова, зал, подобно ребенку, разворачивающему конфету, застыл в ожидании чуда. Наталья Павловна подготовила не просто доклад, а, как она сама пошутила, целую докторскую по Фицджеральду. О его дружбе и разногласиях с Хемингуэем, первой любви, провальных работах, невероятном успехе «Великого Гэтсби» и, конечно, экранизациях. Так многие зрители впервые увидели отрывки из фильма-балета Бориса Эйфмана по роману «Ночь нежна» — это новинка 2021 года.
Киновед добавила, что двадцатые годы обошлись с писателем лихо. Жажда славы, вечеринки, коктейль из фейерверка и алкоголя… Фицджеральд умер рано — на 44-м году от сердечного приступа. Оставив, впрочем, огромное наследие.
Тюменский мистер Гэтсби
Хоть я старый автомобиль, но все еще азартный! Меня повеселил устроенный организаторами вечера кастинг на роль Джея Гэтсби. Выбирать предложили дамам.
Первыми на сцену поднялись мальчишки из 49-й гимназии. По очереди, кто стесняясь, кто нараспев цитировали текст знаменитого романа. Затем вышли ученики 30-й школы… но зрительницам все не так и все не то. Тогда за роль «великого и прекрасного» решил сразиться историк Александр Ярков.
— Легко! — объявил он и немного по-маяковски, слегка по-есенински, чуточку по-бродски завел историю о «зеленом огоньке»: — Гэтсби верил в зеленый огонек, свет будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки…
Под жаркие аплодисменты Александра Павловича утвердили на роль! Осталось найти режиссера. Но это уже совсем другое кино. Что касается праздника в честь Фицджеральда, то позволю себе процитировать некоторых гостей: «Это был настоящий киноспектакль! Нужно обязательно устроить еще что-то подобное!» А мне пора зажигать свои огни, пусть и не зеленые. Стемнело уже. Исчезаю.
***
фото: Роман Салдин;«Великий Гэтсби» на все времена;Константин Безгодов и Алена Ярцева.