Забывший о своих преступлениях
Фланнери О’Коннор. Мудрая кровь. Азбука, 2005.
Американская писательница Фланнери О’Коннор в России не очень известна, хотя на Западе о ней не перестают говорить. Ее произведения, причисляемые к направлению южной готики, упоминаются в одном ряду с романами Фолкнера.
Упадок и социальные проблемы проигравшего в войне юга, расизм, насилие, вера – основные темы, которые автор, убежденная католичка, исследует в своем творчестве. Самый известный ее текст – рассказ 1953 года «Хорошего человека найти нелегко» (A Good Man is Hard to Find), на русском языке изданный в сборнике «Мудрая кровь».
Завязка такова. Семья, состоящая из бабушки (главная героиня), ее сына Бейли, его жены и внуков, отправляется в путешествие на машине во Флориду. С первой же страницы читателя успокаивает и усыпляет обилие бытовых деталей, например, сколько миль на автомобильном счетчике, какую шляпку надела бабушка, описание пейзажа. Но это ложное чувство безопасности – бабушка вовсе не хотела ехать во Флориду, в частности, потому что из федеральной тюрьмы неподалеку сбежал опасный преступник – Изгой (the Misfit).
Спустя несколько дорожных зарисовок на тему американской жизни XX века бабушка хитростью заставляет всех свернуть с главной дороги на грунтовую – ей захотелось посмотреть на старый дом, где она бывала когдато. Тут случается ужасное: машина улетает в кювет и переворачивается. Чудом никто не погиб, но тут на горизонте нарисовался Изгой с подельниками. Бабушке Изгой кажется очень знакомым, «будто она знала его всю свою жизнь».
В кульминации, в финальном диалоге между убийцей и бабушкой, ставятся главные вопросы о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о способности нашего морального суждения, о вере и спасении – может ли спастись человек, убежденный в несправедливости мира, который, всюду натыкаясь на стены (реальные и символические), отгораживается сам, забывая о своих преступлениях? И сразу становится понятны жирные мазки и условность персонажей – в первую очередь это рассказ об идеях, столь важных и неоднозначных, что читатели и критики рассуждают о них уже около семидесяти лет.
***
фото: