О право имеющих
Донна Тартт. Тайная история. АСТ, 2021.
Детективная история, убийства, патологии – это все про «Тайную историю» Донны Тартт.
Сама идея романа довольно проста, уже в предисловии автор раскрывает фабулу: пять друзей убили шестого. Затем мы вернемся к началу, чтобы узнать, чем им насолил Банни, что они решились на убийство, при чем тут древнегреческие ритуалы, раскроют ли их преступление, а главное – как каждый из них переживет то, что совершил.
Аналитическая композиция (убийство в начале) совершенно не нова, но в случае с Тартт стоит углубиться до первооткрывателя – Софокла. Ее роман настолько плотно завязан на древнегреческой культуре, что она становится чуть ли не основным героем. То, с какой тщательностью писательница погружается в древнегреческий, как прорабатывает каждую фразу героев, непроизвольно вызывает уважение – такой большой труд на без малого шестистах страницах.
Сами герои книги кажутся копиями – друг с друга, с «Мечтателей» Гилберта Адэра, с «Общества мертвых поэтов». По-настоящему живые тут только главный герой Ричард Пейпин и студенты, которые воспринимаются им как вульгарные, глупые и ничтожные люди. Тартт, похоже, сама осознает натянутость этой формулировки, поэтому Ричард, так тянущийся к обществу богемных друзей-интеллектуалов, раз через раз оказывается на студенческих вечеринках или в комнате своей соседки Джуди. Он этим и подкупает – сомнением, стремлением к бытовому, слабостью.
Пожалуй, поэтому становится так жаль Банни, вроде кругом отрицательного персонажа. Он – жертва. Жертва амбиций родителей, обстоятельств и друзей-предателей. Еще он угроза для них, ведь каждого могут посадить в тюрьму из-за тайны, которую он знает. Но к ним сочувствия нет. То, что они совершили, чудовищно. Еще более чудовищно то, как хладнокровно они стараются замести следы.
Тартт обращается к классической теме Достоевского: тварь я дрожащая или право имею? И постепенно, мучительно дает ответ: никто не имеет права.
В «Тайной истории» гнетущая атмосфера, кажется, что все это какаято извращенная шутка. Но в конце Тартт все расставляет по местам, и мир снова становится прежним: в нем есть универсальное добро и зло. Смешать их не получится.
***
фото: