«Солнышко» ждет зимы
Пепелище, образовавшееся после пожара в СНТ «Солнышко», теперь на пепелище и не похоже: заросло травой.
Если не видел, что тут творилось 18 мая после того, как ночью прошел огненный шторм, то можно и не поверить в масштаб пережитого бедствия. Сейчас дачные участки в «Солнышке» выглядят как обычно – грядочки, теплички. Ну, вместо прежнего штакетника появились заборы из профнастила. Даже те, кто скептически относился к этому материалу и к ограждениям под два метра высотой, заметили, что такая преграда огонь останавливает, благодаря ей удалось что-то спасти.
Почти ничего не напоминает и о том, что всего четыре месяца назад здесь сгорели строения на 25 участках, еще пять-шесть десятков дворов пострадали в той или иной степени (заявления на компенсацию в связи с пожаром написали 80 человек).
Выплаты погорельцам из бюджета области чуть не породили конфликт. Ведь в СНТ застрахованным оказался только один дом из 250, многие были не оформлены, не занесены на кадастровую карту, а значит, юридически их как бы не существовало. Хорошо, что незадолго до пожара один из садоводов ради забавы снял общество с квадрокоптера. Эти снимки многим помогли доказать, что дома и бани на участке действительно стояли. Самую большую выплату – более пяти миллионов рублей – получил тот самый собственник, который дом застраховал и сумел доказать, что он у него был единственным жильем. Еще нескольким семьям назначили выплаты по миллиону рублей, другим – после судебных разбирательств и по частям. Третьим сумму ущерба оценили всего в 50 тысяч. В большинстве своем дачники остались недовольны. Понять их можно, многие потеряли в огне больше.
На участке на улице Сиреневой, 23 до пожара стоял двухэтажный дом, хозяева построили теплое помещение-гараж с воротами на электроприводе. Работали вдвоем, рассказывает собственница участка Людмила, даже в морозы, хотели с мужем успеть к дачному сезону, чтобы потом на стройку не отвлекаться. Делали все на совесть. Думали, что этого дома им до конца жизни хватит. Участок перед домом был похож и на розарий, и на дендрарий – росли 80 кустов роз, яблони, вишни, сливы, кипарисы…
Остались лишь блоки фундамента, а все, что росло и цвело, превратилось в пыль и пепел… Как это выглядело еще совсем недавно, напоминают сгоревшие остовы домов на соседних участках. Один из них, тот, что справа, уже пять раз перепродавался. Решение о продаже приняли около половины собственников сгоревших участков. Остальные начали строиться заново, чтобы до холодов сколотить и утеплить хотя бы небольшой домик.
Заново придется завозить на участки и плодородный слой земли. Хотя некоторые растения оказались такими живучими: у Людмилы как ни в чем не бывало взошли и расцвели флоксы и хризантемы, а малина к августу дала ягоды (чуть позже обычного). Чудом сохранились и три розовых куста, правда, два превратились в шиповник. Остальное она досаживала на грядки в июне. Соседки с менее пострадавших участков делились рассадой и черенками.
Всем миром дачники восстанавливают и домик сторожа. Скидывались на покупку стройматериалов (собрали за три месяца около 145 тысяч рублей, еще около 30 тысяч добавили благотворители), сами выходили на субботники. Сторожка уже подведена под крышу, утеплена изнутри, осталось провести свет. Бывший сторож, которому не было и 60, этим летом умер. Теперь у шлагбаума дежурит другой.
– Ничего, прорвемся, – оптимистично говорит Людмила. – А что делать? От горя садиться на стакан? Опустить руки и рыдать? Уж лучше действовать. Потихоньку восстановимся. Главное, чтобы больше такого не повторилось. Остальное сделаем сами. На своей же земле живем.
***
фото: НА СНИМКЕ: Людмила у пострадавшей яблони, верхушка у которой сгорела, зато пошли в рост боковые побеги.