Все парты заняты, а учителя нет
Благодарных школьников, готовых поздравлять любимых педагогов с Днем учителя, сейчас хватает, а вот сами учителя в дефиците. «Курьер» продолжает обсуждать нехватку учителей в школах.
В этом году на Всероссийском форуме молодых учителей Ольга Васильева, президент Российской академии образования, рассказала, что дефицит педагогов достиг 11 процентов. И что такими темпами к 2029 году в школах уже будет не хватать более 180 тысяч педагогов.
Сейчас на сайтах по поиску работы размещено более ста объявлений о поиске учителя. Чаще всего городские школы нуждаются в преподавателях русского языка и литературы, математики и английского языка.
Хотя проблема не в том, что никто не хочет получить почетную профессию. В ТюмГУ педагогические направления пользуются стабильным спросом.
— Я с детства мечтала стать учителем. Думала, что меня будут любить мои ученики, а я буду творчески подходить к урокам и помогать каждому своему ученику. Но по факту я излишне все романтизировала, — рассказывает Юлия Хра-пицкая, дипломированный учитель русского языка и литературы. — Пока я училась, все было легко и весело, пока к последнему курсу не начались предметы, подготавливающие нас к работе с документацией. Как показала практика, эти навыки учителю необходимы больше всего. Преподаешь ты двадцать процентов своего времени, остальное -бумажная волокита, нервотрепка и бесконечные споры с начальством и родителями учеников. У нас почему-то считается, что учитель должен не только обучать, но и воспитывать, да и в любой провинности ребенка в школе виноват именно педагог. А когда я ходила на собеседования в школы и слышала о зарплате, то желание учить детей отпало окончательно.
Девушка говорит, что восемь из 15 ее одногруппниц, которые все-таки ушли работать в школу, уволились через несколько месяцев.
— У кого-то возникли большие проблемы с начальством, которое оказывало постоянное давление, на кого-то сразу свалили всю нагрузку, не оставив шансов выплыть из океана этих обязанностей. Кто-то просто не смог прожить на зарплату в тридцать тысяч рублей. Некоторых довели дети или родители. И после таких историй, когда мне звонят из школ и предлагают работу, что происходит уж очень часто, я даже слышать ничего не хочу.
Юлия нашла работу в одном из центров дополнительного образования, и там она чувствует себя хорошо.
— Ко мне приходят дети, которые хотят учиться, начальство, заинтересованное в моем развитии, отправляет меня только на те курсы повышения квалификации, которые нужны. И хоть работа с бумагами все равно присутствует, но в меру.
А вот молодая учительница химии Eлизавета Курагина от своей работы в школе в восторге.
— Eсли найти к детям подход, то они своей положительной энергией смогут напитать тебя так, что ничто не отобьет любви к преподаванию. Понятное дело, что многие хотят, приложив минимум усилий, зарабатывать миллионы, работа сейчас почему-то воспринимается исключительно как способ добыть деньги. Но как же работа на благо общества? Как же работа ради самореализации? Я вот работаю для себя, а заработок у меня стоит на втором плане. И мне приятно быть специалистом, на которого такой высокий спрос. Точно знаешь, что никогда не останешься без работы.
С ней согласна и учительница математики Ирина Фарино, которую после года работы уже пару раз пытались переманить в другие школы.
— В такие моменты ощущаешь, что выбрал правильную профессию. Хотя, скажу честно, чтобы выдержать эту работу, нужно уж очень ее любить. Зарплата действительно оставляет желать лучшего. Чтобы жить в минимально комфортных условиях, приходится брать кучу часов, классное руководство и дополнительные занятия. Но то, что работать придется много, дают понять уже на первом курсе педагогического. Так что тут нечего жаловаться, — делится молодая учительница. — Да — эта работа тяжелая, да — нервная, да — порою от тебя требуют абсурдные вещи. Но кто-то ведь должен ее выполнять. Не зря же говорят, что учитель — это призвание. Eсли ты готов трудиться и посвятить жизнь этой профессии, то ничего сложного не будет. Так что кому-то это дано, а кому-то суждено обрести счастье на другом пути.