X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Сохраняя память

В Когалыме с участием губернатора ХМАО-Югры Натальи Комаровой, президента ПАО «Лукойл» Вагита Алекперова и депутата Государственной думы Федерального собрания РФ Павла Завального торжественно открыт сквер имени Валерия Грайфера, возглавлявшего с 1985-го по 1990 год в ранге заместителя министра нефтяной промышленности СССР Главтюменнефтегаз.

Как Вилен стал Валерием

Валерий Исаакович Грайфер родился в Баку. Eго отец — выходец с Украины, 11-й ребенок в патриархальной еврейской семье, стал красным командиром-политработником. По словам сына, «был ортодоксальным коммунистом. Верил в то, что страна действительно строит в светлое будущее. Сражался за него с бандами, прокладывал автомобильные дороги на Дальнем Востоке, защищал родину от фашистов. Награжден боевыми орденами… Однажды он лежал в госпитале. Меня к нему не подпускают -карантин. Но передали записку: «Сынок, принеси мне, пожалуйста, пачку «Казбека» и «Анти-Дюринг» Энгельса». Сам при смерти, а ему классиков марксизма подавай. Ту записку я до сих пор храню у себя».

А мама будущего начальника тюменского нефтяного Главка родилась здесь, в Тюмени, куда сослали ее отца за участие в антиправительственных беспорядках 1905 года. Потом семья переехала в Саратов, а оттуда — в Азербайджан.

О своем появлении на свет Грайфер рассказывал, смеясь: «Отец как всегда на войне (боевые столкновения с китайскими милитаристами на КВЖД осенью 1929 года, — А.П.). А мама на последнем сроке беременности. К ней в гости приехала родная сестра. Повела маму… не в роддом, а в драматический театр. На постановку «Город ветров» о двадцати шести бакинских комиссарах. В театральном зале у мамы начались схватки… Но сестра шепчет: «Шура, да ты что! Сейчас же героев революции враги будут казнить! Разве можно уходить в такой момент? Потерпи!» Пришлось и мне потерпеть, пока на сцене английские интервенты не расстреляли всех бакинских комиссаров.»

Понятно, почему в семье с таким революционными традициями новорожденного она назвала Виль -от первых букв «Владимир Ильич Ленин». Но в тридцатые годы, когда родители строили шоссейку протяженностью восемьсот километров, соединившую Владивосток с Хабаровском, кумиром мальчишек был полярный летчик Чкалов. Юный Грайфер настоял, чтобы его называли Валерием.

Счастье нефтяника

После окончания Московского нефтяного института имени Губкина Грайфер работал на нефтяных промыслах в Татарии, где за десять лет прошел путь от помощника мастера по добыче нефти до главного инженера производственного объединения «Татнефть». В 1972 году его пригласили на работу в Москву в министерство нефтяной промышленности СССР. Назначили начальником планово-экономического управления. 13 лет он провел в столице, в кабинете с видом на Кремль.

Когда в середине 1980 годов добыча западносибирской нефти, от прибыли за продажу которой за границу жила уже вся страна, стала снижаться, для 55-летнего Грайфера настал момент истины.

Разговор шел у секретаря ЦК КПСС Владимира Долгих. В Центральном комитете он возглавлял отдел тяжелой промышленности и как никто другой знал о проблемах нефтяников в Западной Сибири.

— Надо ехать в Тюмень. И на месте во всем разобраться!

При Грайфере в 1987 году в «нефтяную корону» Главтюменнефтегаза из «Татнефти» и «Башнефти» вернули «нефтяные бриллианты» -промыслы Лангепаса, Покачей и Когалыма. Так было восстановлено единое территориальное управленческое и технологическое пространство — образованы новые объединения: «Лангепаснефтегаз» и «Когалымнефтегаз». Их возглавили Юрий Шафраник и Вагит Алекперов.

«Не скрою, — говорил Валерий Исаакович, — я старался вернуть наших «беженцев» в Главк, и в конечном счете мы выправили положение в отрасли… Как бы ни было тяжело, трудно в Сибири, нельзя забыть то великое наслаждение, когда видишь результат своей работы, своего предприятия. Годы работы в Сибири я вспоминаю как счастливые».

В 1988 году в Западной Сибири было добыто максимальное количество нефти и газового конденсата -415 миллионов тонн или 73 процента от общей добычи нефти в Советском Союзе. Такого уровня наш нефтяной край уже никогда не достигнет.

Отлитые в бронзе

После упразднения в январе 1990 года «Главтюменнефтегаза» Грайфер основал одно из первых инновационных предприятий в нефтегазодобывающей отрасли — РИТЭК, а позже возглавил научно-техническое направление в нефтяной компании «Лукойл». Eго знания и опыт помогли реализации успешных проектов в Югре, Коми, на Ямале, в Каспии, Балтике. Именем Грайфера названо крупное месторождение в Каспийском море. А в Когалыме, в центре нового мемориального парка, на постаменте установлена отлитая в бронзе скульптура высотой четыре с половиной метра. Памятник Грайферу создан автором наиболее известного территориально-корпоративного монумента «Капля жизни» — Андреем Ковальчуком, народным художником России, лауреатом Государственной премии.

В этот парк переместили и установленные в других местах города бронзовые бюсты Степана Повха, одного из первооткрывателей западносибирских нефтяных месторождений, и Виталия Шмидта, возглавлявшего в девяностые годы предприятие «Когалымнефтегаз».

Так новый мемориальный парк станет центром притяжения когалымчан и гостей города, сохранит память о землях, внесших заметный вклад в развитие нефтегазовой отрасли региона и государства.

Валерий Исаакович скончался в апреле 2020 года. 20 ноября этого года ему исполнилось бы 92 года.

***
фото: Павел Завальный, Вагит Алекперов, Наталья Комарова на открытии памятника;Валерий Исаакович Грайфер.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта