Баннеры вытеснили художников из спорта
Татьяна Цехмистер рисует с детства. Она член Союза художников России, ее выставки проходят регулярно и пользуются популярностью. Но живопись поглощает все ее время, и даже в бассейн ходить не получается.
— С профессиональным спортом отношения у меня не задались. В детстве я совсем немного занималась художественной гимнастикой. После пошла в бальные танцы, которые очень полюбила, но пришлось уйти из-за здоровья, — рассказывает Цехмистер. -С тех пор каким-либо профессиональным спортом я не занималась вообще.
Свою хорошую физическую форму художница объясняет регулярными нагрузками. Татьяна обожает прогулки на велосипеде. Он дарит ей особенное ощущение легкости и свободы. Да и в пробках стоять не надо. Однажды подруга художницы, увидев, как та собирается на пленэр, посмеялась, сказав, что выглядит это как выступление в цирке. Акробаты на велосипеде! На одном плече большая папка для холста, на другом инструменты. Тут действительно нужно иметь особенное чувство баланса.
Художник вообще не сидит целыми днями у холста (если вы так думали), он постоянно двигается. И не только выбираясь на пленэр. Татьяна преподает в студии -и это работа на ногах, то и дело к кому-то нужно подойти, что-то подсказать. Организация выставок тоже требует физической подготовки. С холстами приходится забираться на лестницы, да и перемещать свои многочисленные работы с одного выставочного пространства в другое тоже непросто.
Несмотря на то, что Татьяна отрицает свою связь со спортом, она с удовольствием смотрит по телевизору соревнования по художественной гимнастике или фигурному катанию — ей нравятся эстетичные виды. Я киваю, в моем представлении художник и должен быть ценителем красоты. Почему современный спорт при всей его красоте и эмоциях так редко служит источником вдохновения для современных художников?
Татьяна объясняет: работы, посвященные спортсменам, остались где-то в прошлом. В эпоху соцреализма изображения людей здоровых не только духом, но и телом было крайне востребовано. На больших стадионах, в бассейнах, спортивных залах — везде использовался труд художников.
Так, может, мы просто устали от соцреализма?
— Вы знаете, соцреализм был не только в спорте, помните знаменитую картину «Опять двойка»? Я вот ее хорошо помню, она укором весела на стене в доме моей бабушки, — рассказывает Татьяна. -И сегодня подобные изображения, которые можно считать наследниками соцреализма, появляются в работах художников. Кто-то с кошечкой обнимается, кто-то с чашкой кофе. А вот спорт в живопись так и не вернулся.
Художница считает, что во всем виноват недостаток времени. Спорт стал более жестким и требовательным. Он стал еще более скоростным, как и весь наш ритм жизни. А чтобы написать картину, требуется время — хотя бы на позирование.
— Несмотря на то, что спорт снова набирает популярность, живопись остается где-то за кадром, -рассуждает Цехмистер. — И тут стоит задаться вопросом: а нужно ли это самим спортсменам? Интересно ли им смотреть живопись про себя? Ведь художники отчасти заложники того, что хотят видеть люди. Хотя бы какая-то небольшая часть зрителей. А где найдется место большому спортивному полотну? На стадионе? Нет. Внутри спортивных комплексов? Нет.
Татьяна Цехмистер считает, что из спорта художники исчезли из-за того, что их стали заменять баннерами с фотографиями тех же спортсменов. Впрочем, она надеется, что цена ручного труда когда-нибудь вернется, и придет понимание, что фотография не равноценна живописи. Но прогнозировать, когда это случится, художница не рискует. А жаль.
***
фото: Татьяна Цехмистер.