X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Теплое сено твоей души

Два шага вперед, и один назад – на всякий случай. Вдруг человек передумает. Верная вопросительно взглянула на хозяина. Но тот не сбавил ходу, уверенно вел кобылу на убой.

В этом месте лошадь ценят не за породу. Около 340 рублей за килограмм. И чем больше по весу, тем лучше. Верная тяжелая, примерно семьсот килограммов. Дорогая. В ней бьются сразу два сердца, ее и жеребенка. Но на бойне жеребые кобылы, как и все остальные, легко переходят в статус продукта. Спрос есть и высокий. Старых коней на бойню не берут, клиентам нужно свежее молодое мясо. Вот Верная уже и заметила тонконогих жеребят, трехлетних коней и таких же жеребых кобыл. Все они плачут, кто немо, кто по-человечески навзрыд.

Мясник встречает Верную без особых почестей. Рассчитывается с хозяином и забирает кобылу. Он работает на бойне много лет, голова седая. Мясник четко знает, сколько получит налом за эту лошадь, но… отчего-то ему неспокойно. Он ищет телефонную трубку.

Когда лошади плачут

Верная вдруг услышала теплый встревоженный женский голос. Она подняла голову и стала искать, нюхать. И правда, вместе с мясником по бойне уверенным шагом шла женщина. Верная видела, как мясник освобождает жеребят, вновь говорит о какой-то цене. И тут незнакомка подходит к кобыле. В ее зеленых весенних глазах праздник. Верная не верит, но глаз не отводит.

– Хочешь жить, тогда грузись, – говорит женщина. Спустя какое-то время Верная вместе с другими спасенными в тот день лошадьми оказывается на конюшне конноспортивного клуба. Здесь кони не плачут, в денниках пахнет солнечным сеном, повсюду разносится детский смех. Кошки мирно сопят на стогах, из угла в угол носится черноухий спаниель Джесси, приветствует новичков. Верная заходит в денник. А ее спасительница, директор конноспортивного клуба Анастасия Криводанова, с любовью смотрит на кобылу и с благодарностью думает о седом мяснике.

– Знаете, он не зверь. Он очень сердечный, – делится Анастасия, директор КСК «Триумф». – Я помню его еще молодым, тогда – да, возможно, он был каким-то другим. Но не сейчас. Он видит жеребую кобылу и сразу звонит. Не может он так просто с ней расправиться. Сначала старается найти ей добрые руки. Да, он мясник, такая работа. Его хлеб. Но убивает не он, а те, кто приводят к нему лошадей. Разные бывают обстоятельства: не хватило денег на содержание, не справились. А бойня – это быстрые деньги. Привел, получил. Можно выложить объявление о продаже лошади на «Авито», но ждать месяц, а то и год? Нет, люди хотят быстро… А это страшное место. Чтобы понять, нужно однажды побывать там.

– Давно вы так освобождаете лошадей?

– С лошадьми я с детства, – говорит Анастасия. – Занималась у Николая Артемьевича Шилохвостова, прекрасный он был человек. Дед мой, ветеран Великой Отечественной, тоже жизни без лошадей не мыслил. Ему вот девяносто седьмой год идет, а он все вспоминает, как лошади людям на войне помогали. Они для него как люди. И для меня. Но вот именно спасать с бойни я стала после рождения своего первого ребенка. Что-то во мне тогда изменилось, не могу объяснить, но если год или два я никого не спасаю, то у меня сразу опускаются руки. В этот раз я сказала себе: просто поеду посмотрю. Но просто не получилось.

За август и сентябрь Анастасии и ее волонтерам удалось вызволить с бойни семь лошадей. Одна из них, Анжи, тоже прибыла на бойню жеребой. Там и родила. Анастасия считает, что это и подарило кобыле новую жизнь.

– Пока жеребенок мамкино молоко пьет, их никто не тронет, – рассказывает Анастасия. – Ну, полгода это могло продлиться, а дальше все равно на убой. Никто бы там жеребенка не стал содержать. Невыгодно. А мне его за сто килограммов посчитали. И я взяла. Вернее, помогли мне. Есть среди друзей конюшни добрые люди, волонтеры. Когда очень нужно, я могу у них денег в долг взять. Вот так, на лошадь. Отправляю им фотографию и спрашиваю: поможем? Но долго держать на конюшне всех спасенных я тоже не могу, ищу постоянный дом. Вот Верная родит весной, и посмотрим. Она прекрасная тягловая.

С одной стороны, Анастасия мечтает о приюте. С другой, понимает: чтобы его содержать, нужны еще территория и средства. А в «Триумфе» и так больше двадцати лошадей, и за каждой нужен уход. К примеру, в день только один конь съедает пять килограммов овса, на сено в сутки тратят 3600 рублей, а еще лекарства и специальное питание для больных животных – это мюсли и каша, отруби и люцерна. Приют в «Триумфе» находят не только лошади. То котят сюда подбросят, то собак.

 

Освобожденные

В сентябре спортсмены клуба вновь побывали на соревнованиях по конкуру. Привезли дипломы и медали. Среди награжденных Варвара Долгушина и Буран. Уже опытный, резвый в прыжках любимец гостей клуба Буран и не думал о победах. Его, как и многих других, однажды привели на бойню. Тогда коню было всего три года. И вновь вовремя появилась Анастасия.

– Да, таких случаев много. От смерти – и в спорт или в прокат. У лошадей новая жизнь, – улыбается директор клуба. – У нас здесь занимается много детей. Так вот они истории всех животных знают наизусть, – она уже и смеется, – откуда какой кот или лошадь к нам прибыли. А детки у нас хорошие, некоторые даже в минус тридцать пять на конюшню приезжают. У Сони Клементьевой свой конь, а Саша Могутнова ездит на Опеке. Саша пришла к нам в три с половиной года, папа ее привел. Так и занимается. И главное – понимает, что лошадь – это большая ответственность. Это не котенок. Когда у вас лошадь, то длинного отпуска на море уже не будет. И первого января тоже. Вернее, оно будет – здесь, на конюшне.

Саша Могутнова и сама с удовольствием вспоминает, как пришла в «Триумф». Говорит, что началось все с катания на лошадях в городском парке.

– Мне лошади сразу понравились, – заплетая гриву пегой пони в косичку, рассказывает Саша. – Сейчас я езжу на Опеке, это моя самая любимая кобыла.

– Ты же за ней и прибираешь?

– Навоз-то? Да без проблем, – пожимает плечами Саша.

– Как говорит моя мама: умеешь кататься – умей и погрести, – весело добавляет Соня Клементьева.

Саша призналась, что на свою спортивную жизнь у нее есть «большой план»:

– Сначала мы до пенсии будем великими спортсменами, а потом можно и в тренеры пойти!

Такое заявление девочка сделала при всех лошадях. Верная, Фортуна, Анжи, юный Гороскоп, Смирный – все-все слышали. Придется выполнять. Лошади же все помнят – и хорошее, и плохое. Но доброту и любовь человеческую все же помнят лучше.

***
НА СНИМКАХ: Анастасия Криводанова и Верная; Саша Могутнова и Соня Клементьева.

Фото автора.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта