Забудьте про авось
Сергей Васильевич Миневцев, уполномоченный по правам человека в Тюменской области, с жертвами ДТП сталкивается постоянно – и когда работал реаниматологом, и сейчас.
– По количеству поступающих в экстренные отделения больниц таких пациентов, наверно, около трети. Кто-то получает не очень серьезные повреждения, но все- таки требующие врачебной помощи, кто-то поступает без сознания, их приходится, как говорят хирурги, собирать по частям. Бывает, что не удается помочь.
Много погибают в ДТП по стране. Посмотрите, какие теперь автомобили. Машины стали тяжелее, быстрее, а дороги – лучше. Вроде бы все делается для людей. Но люди водить стали значительно хуже, чем во времена «копеек». Много хамства, безалаберности, наплевательского отношения друг к другу.
К сожалению, как показывает практика, после ДТП, даже если человек получил тяжелые травмы, он, снова сев за руль, недолго сохраняет повышенную концентрацию. Хотя, казалось бы, жизнь его жестоко научила. Но нет. Как долго продлится период повышенной осторожности, зависит чаще всего от… уровня культуры и воспитания водителя. Если до этого он ездил по-хамски, то и потом, скорее всего, будет так же. Ведь человек некорректно ведет себя за рулем не только потому, что у него сегодня, предположим, плохое настроение. Чаще всего потому, что он так привык, это его принцип отношения к миру: если я хочу, значит, мне можно. А если накладываются проблемы на работе, в семье, в личном плане, то на ком все это можно выместить? На машине. Вдавил педаль до конца – и чувствуешь себя хозяином. Доходит по полной психопатизации личности.
Автомобиль послушный, все выдержит, противоречить не будет. Тут можно, считает такой водитель, и в «шашечки» на дороге поиграть, и подрезать, и нахамить. Только такие игрища, безбашенность и неоправданный риск могут плохо закончиться. И для этого водителя, и для ни в чем не повинных людей, оказавшихся на его пути.
Лечится ли это высоким уровнем штрафов? Отчасти да. Мы же на- учились пристегиваться. Штраф повысили, и вопрос оказался решен. Известно, что за границей штрафы за нарушение правил дорожного движения значительно выше наших. Хотя там такие же люди. Среди них тоже есть лихачи. Наши водители едут по автобану 120 километров в час, а их обгоняют.
В Европе на снижение количества ДТП действует еще и другой фактор – развитая дорожная инфраструктура. Там обязательно разделяют потоки, устанавливают отбойники, строят многополоски. Есть простор для маневра в экстренной ситуации. У нас – не всегда и не везде. Например, как выглядит дорога на Верхний бор? Трасса узкая, двухполосная, чрезвычайно загруженная, да еще и виляет, один поворот круче другого. Вероятность тяжелых столкновений в таких условиях значительно больше.
Там, где расширяют дороги, например, как сейчас по Ялуторовскому тракту, где строят развязки – едешь и радуешься. Не только потому, что это удобно, но и значительно безопасней. Идеализировать европейские трассы не надо. Там есть государственные дороги, а есть платные, частные. Однажды в Италии над нами водители долго смеялись, когда мы стали восхищаться, как все у них прекрасно. Они и показали, что не везде. Чуть выехали за город, и оказалась, что качество дорог там нисколько не лучше, чем у нас во многих городах страны.
Порой после тяжелого ДТП люди быстро восстанавливаются, живут долго и здравствуют. Иногда человек должен был бы получить травмы, несовместимые с жизнью, а он отделывается синяками и испугом. Например, в моей врачебной практике была бабушка, по которой «камаз» проехал. И девочка, которая с качелей вылетела прямо под колеса «газика». И в том, и в другом случае оказались задеты только мягкие ткани.
Я несколько раз оказывался на дороге в тот момент ДТП, когда надо было кому-то оказывать помощь или даже констатировать смерть. Однажды ехал с дачи и увидел, что молодые ребята разбились: несколько человек насмерть, с заднего сиденья одной из машин пришлось вытаскивать беременную женщину. Был случай, когда пожилой водитель на Велижанском тракте ехал на «оке» и не справился с управлением… Жена говорит: «Как так, без тебя ничего такого не происходит?» Говорит, что, наверно, моя бывшая работа такие ситуации притягивает. Но и сейчас, работая уполномоченным, часто сталкиваюсь с пострадавшими в ДТП. Только вчера у нас была видеоконференция с УФСИН, с исправительной колонией N 6 в Ишиме. Один из отбывающих там наказание – мужчина, который 25 лет назад получил тяжелую травму в ДТП, до сих пор от ее последствий мучается.
ДТП – это трагедия на всю жизнь. Однажды на моих глазах юноша с девушкой на мотоцикле влетели под автобус. Пошли на обгон, а водитель автобуса их не увидел, начал разворачиваться. Молодой человек встал и пошел, а девочке как бритвой ногу отрезало до колена. Она сидит на асфальте, держит свою отрезанную ногу в руках и кричит…
Один мой друг в воспитательных целях подростков приводил в реанимацию и показывал палаты, где лежат жертвы ДТП. Увиденного хватало на всю жизнь. Жестко? Да. Но эффективно. На дороге надо забыть слово «авось». Вместо всяких амулетов в салонах автомобилей я бы на каждом лобовом стекле именно эти слова написал.
***
фото: Сергей Миневцев.