Жертвы в тени героизма
«Правительство Германии решило выплачивать евреям, пережившим блокаду Ленинграда, ежемесячную пенсию в размере 375 евро».
Эту цитату распространили многие федеральные СМИ. А официальный представитель внешнеполитического ведомства России Мария Захарова через свой Telegram-канал раскритиковала идею Берлина. Она сказала, что немецкие чиновники нарушают морально-этические нормы своим решением выделить особую категорию граждан при гуманитарных компенсациях, вновь разделяя людей на некие категории, хотя тогда все жители Ленинграда в равной степени переживали ужасы тех событий.
На самом деле мы не первый раз официально оскорбляемся на заявления немцев о блокаде Ленинграда. В 2019 году немецкая журналистка Зильке Бигальке написала статью для немецкой аудитории, где якобы заметила, что празднование годовщины снятия блокады в России приобрело характер торжества, в то время как речь идет о масштабной трагедии. Бигальке отметила, что блокада Ленинграда была геноцидом, в результате которого погибло более миллиона человек, хотя ни одна из сторон после войны не была заинтересована, чтобы именно так называть случившееся. Поэтому в истории это событие геноцидом так и не называют, а российские власти, по мнению журналистки, до сих пор «представляют осажденных как героев, мужественно сопротивлявшихся немцам».
Конечно, на это последовала официальная реакция. Все, кто мог и хотел, высказались, что «не немцам нам указывать в этой ситуации. Им бы сидеть и каяться».
Но если взять на себя труд прочитать статью Бигальке в оригинале, а не в коротком пересказе, то читателю станет понятен основной ее посыл. Она говорит: неважно, что правительство России превращает блокаду в подвиг победителей, — это немцы обязаны помнить, что они совершили все-таки именно геноцид по отношению к беззащитному мирному населению. А значит, обязаны как минимум попытаться загладить вину перед пережившими блокаду, а не закрывать глаза. Хотя это удобно с нынешним взглядом России на блокаду.
И в обвинениях в адрес немецких чиновников по поводу пенсий исключительно евреям все неоднозначно. Оказывается, немцы выплачивают компенсации всем евреям, которые спаслись от нацистского режима в странах, куда этот режим пришел воевать. В том числе и пережившим ленинградскую блокаду. Представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер напомнил, что в январе 2019 года (в то же время, когда вышла статья Бигальке) глава МИД России Сергей Лавров и глава МИД ФРГ Хай-ко Маас сделали совместное объявление о «гуманитарном жесте для поддержки ныне живущих блокадников Ленинграда». Речь шла о выделении 12 миллионов евро на модернизацию больниц для ветеранов войны и создание германо-российского центра встреч в Санкт-Петербурге для российской и немецкой общественности и блокадников.
Да, Германия не платит ежемесячную пенсию всем пережившим блокаду Ленинграда. А мы ничего не требуем…
Холокост является самым изученным явлением в истории. Это официально. Но так было не всегда. Первое время, по свидетельствам очевидцем, евреи сами не хотели поднимать эту тему, ощущая нечто вроде чувства вины, что в этой истории они были безмолвными жертвами, пошедшими «на заклание». К тому же вспоминать всю боль и унижения было просто тяжело. Хотелось забыть как страшный сон. Да и нацизм, распространившийся по миру, тогда еще не был признан однозначно и единогласно чем-то чудовищным. Этой оценки пришлось добиваться. Постоянно говорить о холокосте, требовать обнародовать, искать документы, живых свидетелей, просвещать новые поколения, лоббировать интересы пострадавших на официальном уровне — это большой труд, тяжелый, в том числе и морально.
Но цена за то, что мы не видим всей правды о войне, не всегда знаем, какие жертвы мы понесли (а это до сих пор достоверно не известно, часть военных документов и сейчас засекречена) тоже очень высока. И в первую очередь высока для уже немногочисленных выживших.
Дело ведь не только в том, что они не получают немецкой покаянной пенсии в 375 евро. Кажется, что они недополучили чего-то гораздо большего.