X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Торговля принимает футуристические формы

Это лето мы будем вспоминать особенно: в городе было как никогда много летних кафе, веранд, аттракционов.

О результатах работы нестационарных торговых объектов в этот период мы поговорим с Еленой Ереминой, директором городского департамента потребительского рынка.

– Действительно, все так и было, – подтверждает Елена Михайловна. – Если в прошлых сезонах в городе работало семьдесят летних веранд, то в этом число сезонных объектов увеличилось на треть – свыше ста единиц. Из-за антиковидных ограничений потребность в них выросла не только у предпринимателей, которым надо было выжить и сохранить рабочие места. Тюменцы тоже соскучились. Оказалось, что и законодательство, которое должно определять расположение летних веранд, нуждается в доработке. Мы проанализировали практику других регионов, обсуждали разные концепции. Самым приемлемым вариантом признали, что регулировать размещение таких нестационарных торговых точек лучше всего как… объекты благоустройства, но с пояснением «территории сезонного обслуживания».

– Предприниматели быстро перестроились под новые условия?

– Департамент потребительского рынка занимался большой разъяснительной работой. Мы направили в адрес пяти с лишним тысяч предпринимателей 220 вариантов информационных материалов. И они все сделали: поставили контейнеры, закупили перчатки, санитарные средства, адаптировали технологию доставки и упаковки продукции, применяли одноразовые материалы, работали в спецодежде, обрабатывали поверхности дезинфицирующим газом, устанавливали входные фильтры, вели журналы регистрации, фиксировали допуск к работе. Бизнес принял новые условия. На предприятиях общепита не было ни одного случая передачи инфекции. И, несмотря на тяжелейшие условия, бизнес не упал. Это сродни гражданскому подвигу. Учились на ходу, осваивали формы работы, о которых раньше только слышали. В 4,6 раза выросла доставка продуктов питания и готовых блюд. Предприятия общепита активно привлекали на доставку студентов. Пригодилось умение молодежи работать с гаджетами, быстро ориентироваться в пространстве, их желание зарабатывать и быть самостоятельными.

– Пришлось ли предприятиям общественного питания перестраивать меню?

– Пришлось менять, корректировать наборы продуктов и меню, менять поставщиков. Выстраивать новую логистику. Перестроились даже ритейлеры. «О’кей», «Ашан», «Магнит», «Перекресток» переориентировались на мелкий и средний опт, на доставку. «Метро» работал на малый бизнес. Предприятия показали удивительную сплоченность, способность коммуницировать. Не стесняюсь говорить, что горжусь результатами, которые показали предприятия торговли и общественного питания в этот период.

– О таких качествах тюменских предпринимателей многие, наверно, и не догадывались.

– Никогда не сомневалась, что у нас в торговле и общественном питании работают грамотные, умные, сильные, образованные люди. В стандартных условиях эти качества, может, и не так видны, но когда надо мобилизовать все силы, уровень мастерства становится очевиден. К тому же повышенные требования, которые предъявляют к торговле и общественному питанию, давно стали нормой. Тюменцы ждут уже не просто услуг, а услуг с комфортом, с расширенным перечнем опций. Это стало лицом тюменского бизнеса в сфере потребительского рынка.

– Как предприниматели отнеслись к замене вывесок?

– Речь идет о новых городских визуальных стандартах, о ликвидации визуального шума на фасадах зданий. Но не все предприниматели реагируют на новшества положительно. Не все готовы убрать с вывесок блестки и огоньки. Многим как раз нравится «вырви глаз», еще лучше, чтобы подсветка была со звуковым сопровождением, чтобы гипнотизировала потребителей. Утрирую, но такое желание предпринимателей понятно.

Однако уверена, что бизнес перестроится под требования времени, перейдет на другие формы самопрезентации. Жизнь такова, что, куда бы мы ни шли, мы встречаемся с рекламой, прямой или кос венной. Только теперь сфера рекламы все больше будет перетекать в интернет-пространство.

– Новые формы торговых объектов – тоже уход от визуального хаоса?

– В этом году на набережной поставили так называемые фудтраки. Они выглядят футуристично благодаря полукруглой купольной форме. Киосками их уже не назовешь. Они оснащены современным технологическим оборудованием, чтобы хранить, доготавливать, разогревать полуфабрикаты, продавать продукцию в горячем виде. Некоторые говорят, что фудтраки напоминают гоночные болиды, что они символизируют нашу устремленность в будущее. Уход от фанерных и железных будок не может не радовать. Полагаю, что наш эксперимент удался. Пока фудтраков в городе всего восемь, есть несколько и на АЗС в Тюменском районе. Но количество заявок от предпринимателей растет. Тем более что фудтраки могут работать не только летом. В ноябре- декабре определят для них дополнительные площадки.

– На заседании одной из постоянных комиссий городской Думы недавно прозвучало предложение упорядочить правила размещения надувных аттракционов. О чем идет речь?

– Схема размещения нестационарных торговых объектов к этой истории не имеет никакого отношения. Речь идет о размещения объектов рекреационного назначения. Надо пояснить, что надувные аттракционы могут находиться не только на муниципальных земельных участках. Существует еще и собственность, например, управляющих компаний или физических лиц. Этим летом более пятисот аттракционов были установлены на частных землях. При этом в муниципальной схеме их было всего шесть.

Обеспокоенность горожан понятна. Они полагают, если объекты установлены в городе, значит, за здоровье и безопасность детей на них должен отвечать муниципалитет. Но законодательно эти функции разделены. Более того, муниципалитет права на размещение объектов рекреационного назначения в 2020 и 2021 годах вообще не выдавал. Безопасность эксплуатации надувных аттракционов должен проверять Гостехнадзор. Им эти функции передали три года назад, но они ссылаются на нехватку линейного персонала.

– Все и всегда прекрасно быть не может. Как вы относитесь к тому, что горожане делают замечания, жалуются, критикуют? Это помогает работе или вносит хаос?

– Есть такая книга «Жалоба как подарок». На любое обращение надо смотреть как на сигнал, который дает возможность проанализировать цепочку действий и итоговых решений. Если мы стремимся к развитию, к совершенствованию диалога, то с этой позиции на любые обращения надо однозначно смотреть положительно.

Однако хочется сказать и о правовой культуре. Если на жалобу вы получили длинный и подробный ответ, который кратко выражается в слове «нет», то не стоит утверждать, что вам направили отписку.

– Получив пространные ответы, люди часто задают простой вопрос: почему нельзя было ответить кратко, понятно и по сути?

– Упрощение формулировок – не единственно верный путь. Надо вникать в суть, понимать, о чем говорится в законах и нормативно-правовых актах. Без ссылок на действующее законодательство обоснованный и аргументированный ответ невозможен. В одну фразу все не вместить. Ведь ответ пишется не просто так, а чтобы объяснить, на основе чего принято решение. Каждый человек должен понимать, что он – такой же активный создатель нормативно-правовых актов, как и органы власти. Жизнь требует, чтобы мы быстрее адаптировались к переменам. Не поодиночке, а желательно вместе.

– Лето закончилось. Теперь будет проще?

– Простых периодов в работе у нас не бывает. Но это значит, что мы востребованы. Мы в тренде, у нас есть возможность служить людям, обществу. И это прекрасно.

***
фото: НА СНИМКЕ: фудтрак как современный стиль на набережной.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта