Урожай как искусство
У дачного урожая, казалось бы, довольно предсказуемая жизнь. Из земли — на стол. Но некоторым экземплярам овощей и фруктов удается войти в мировую историю.
Славная судьба может достаться даже червивому яблоку, увядающим листьям винограда и инжиру. Eсли вдруг художнику вроде Караваджо захочется их написать. Eго знаменитая «Корзина с фруктами» (примерно 1596 год) до сих пор вызывает споры у экспертов. Написал ли художник этот натюрморт таким бедненьким и поеденным насекомыми потому, что это все, что ему было доступно? Или, может быть, вложил в свою картину глубокий смысл? Ясно только одно: эту смоковницу люди не забудут никогда.
Повезло и дачному урожаю тюменской художницы Людмилы Чернышевой. Может быть, на славу инжира Караваджо ему не претендовать, но украшением чьего-то дома он обязательно станет. Людмила любит писать натюрморты, она считает, что с их помощью можно выразить многое, в том числе характер человека, заказывающего картину. А еще она любит сама выращивать овощи и фрукты. Прямо сейчас у нее в работе тыквы. Она сама их вырастила и нарезала для натюрморта. И пишет их не без гордости.
— По сравнению со старыми мастерами мы в более выгодном положении, — смеется Людмила. -Eсли вы обратите внимание, на многих картинах мастеров изображены овощи и фрукты, которые вообще-то появляются в разное время. Все дело в том, что пока художник допишет малину, уже пойдет урожай персиков. И он может добавить их в картину. Мы же с нашей современной техникой имеем возможность фотографировать.
Техника особенно помогает Людмиле, когда приходится писать сладости и пирожные — их так хочется скорей съесть, что натюрморт может превратиться в мучение.
Вообще желание запечатлеть урожай имеет довольно старинное происхождение. В переводе с французского nature morte означает «мертвая природа». Но художники предпочитают английское понятие still life, что значит «тихая жизнь».
В привычном понимании натюрморт оформился в XVII веке в Голландии. Знаменитые «завтраки» украшали дома буржуазии, а огромные по размерам роскошные «лавки» — овощные, рыбные и мясные — красовались в замках аристократов Фландрии.
— В Голландии натюрморты стали распространены, потому что появился широкий класс людей, которые могли позволить себе картины, — рассказывает Людмила. -И людям хотелось видеть на картинах то, что они видят в своей жизни. Например, владельцу лавки овощей хотелось видеть овощи.
Сегодня на натюрморт смотрят гораздо шире. Каждый вкладывает в предметы на картине свой особенный смысл. Вместе с заказчиком Людмила подбирает натюрморт, который наиболее точно выражал бы его желания.
— Когда выбираем картину в подарок, бывает, хочется выразить человека, не изображая его на портрете. Тогда я смотрю на его хобби, характер, особенности. И подчеркиваю это выбором предметов в натюрморте, — говорит Людмила.
Впрочем, художница замечает, что зачастую люди выбирают картину не по вложенному в нее смыслу. Они, как и века назад, хотят видеть то, что им просто нравится и радует глаз. Сама художница обожает реализм, и именно натюрморт позволяет ей углубиться в точность деталей, каждого блика, капелек воды, цвета. Из последних работ у Людмилы есть осенний натюрморт с бокалом и фруктами по картине художника Ладелла. Она начала работу над этим сюжетом еще весной.
— У меня есть идея взять экзотические фрукты, которые не были доступны старым мастерам, и написать их в традиционной старинной технике, когда каждый слой наносится отдельно, высыхает, потом снова наносится, — говорит Людмила. — Так бы мне хотелось передать связь поколений.
От редакции. Eсли у вас в корзинке на подоконнике еще увядает десяток яблок, попытайтесь вдохнуть в них иную — вечную! -жизнь. Мастер-класс по технике натюрморта для начинающих можно найти в интернете.
А когда напишете, присылайте нам, мы с удовольствием опубликуем ваши шедевры!
***
фото: Людмила Чернышева.