Не вешать нос. Капусту квасить!
Психологи и этнографы утверждают, что общинный дух у нас до сих пор очень силен. Однако в нынешних реалиях чтобы собраться всем вместе, нужен какой-то ну очень значимый повод. А молодежь так и вовсе ценит более всего «личное пространство» и «личную свободу»…
А вот в прежние времена, всего-то пару веков назад, жить в одиночку было худшим наказанием, а народные праздники считались лучшими днями в году. Устроить себе позитивчик можно было и после работы, собравшись на посиделки или вечёрки, где и новостями делились, и о жизни говорили, и песни пели, а заодно еще и соседям по хозяйству помогали. Сейчас бы сказали: сочетали приятное с полезным. Именно по такому принципу провели в воскресенье в музее истории крестьянского быта в деревне Насекиной фольклорный праздник «Капусткины посиделки».
Гостям рассказали, что в России рубку капусты начинали с переломного дня (от лета к осени). Семьи в те времена были большие, заготовки занимали не один день, в некоторых селах капустные вечера длились полторы-две недели. И песен за это время вспоминали не один десяток. Слова их большинство из нас уже не помнит. Но они сохранились в репертуаре ансамблей русской народной песни. Чтобы гости праздника в Насекиной могли почувствовать эту прелесть хорового народного пения, в музей с концертной программой пригласили ансамбль народной песни «Росстань».
— Мы стараемся сохранить традиции не только ремесел и народных промыслов, но и фольклора, поэтому приглашаем на наши праздники фольклорные коллективы, -отметила Инна Нестерова, хозяйка музея. — Ведь хоровое пение, пляски и хороводы всегда были украшением русских народных сезонных праздников. Первыми заготавливать капусту впрок научились древние славяне. Затем это у них переняли немцы, а от них -другие народы. Процесс заготовки капусты требует времени, но он никогда не был скучным. Именно в это время проводились так называемые капустники, которые в русских деревнях были чуть ли не важнее именин. Накануне праздника привозилась из огорода капуста, укладывалась посреди двора, ближе к воротам. Для рубки капустных листьев приглашали молодых девиц. На праздник они наряжались в лучшие платья, заплетали красивые ленты в косы. Ведь в такие дни парни присматривали себе невест. Ворота во дворе, где девушки рубили капусту, широко распахивали, чтобы каждый проходивший мимо мог полюбоваться на разодетых и раскрасневшихся молодушек. А вечером в этом же доме проводили веселый капустник с угощением и чаепитием, на который можно было приходить без приглашения. Всем было известно: где капустник, там и праздник, там и пир горой.
И гости музея в Насекиной не сидели за столами, а становились активными участниками праздника. Капусты было вдоволь — сечку в руки и осваивай древнее искусство. Поруби так, чтобы она получилась тоненькой, ровненькой и легонькой, как лебяжье перышко. Такую капусту и дорогим гостям к столу подать не стыдно. А если вкус понравится, можно рецептом поделиться. На «Капусткиных посиделках» организаторы раскрыли десять секретов квашения капусты, в том числе и такой редкий, как с добавлением можжевельника.
— Мы живем по народному календарю, — рассказывает Инна Нестерова. — В ноябре планируем организовать праздник Кузьминки. Это первый зимний праздник, начало зимы. Он назван в честь святых Кузьмы и Демьяна — покровителей плодородия и супружеского счастья. А в декабре у нас будет Новый год наоборот. Почему наоборот? Известно, что крестьяне на Руси 1 января Новый год не праздновали. И Деда Мороза с подарками для детей не приглашали. Скорее, сами ему готовили подношения, чтобы он землю сильно не морозил, не губил будущий урожай. Вот и у нас на празднике будем делать подарки для Деда Мороза. Может, наши гостинцы растопят его сердце. И следующий год будет ко всем нам не так суров.
***
фото: Танцы на фольклорном празднике в Насекиной.