Творчество как средство заработка
Асия Гай называет себя «всеядным художником»: она пишет портреты и шаржи, расписывает стекло, стены, любые предметы, ни на чем определенном не останавливаясь, желая развиваться сразу во всех направлениях.
Ася с детства любила разглядывать людей и природу, подмечать детали и переносить их на бумагу. Она, как и многие художники, окончила художественную школу, выучилась на учителя ИЗО и черчения, потом — на преподавателя дизайна интерьера.
— Тогда художники спросом не пользовались, поэтому вакансий почти не было. Eсли и были, то с маленькой зарплатой. А жить на что-то нужно. Пока училась, подрабатывала художником-портретистом в похоронном бюро. Выбивала портреты на камне вручную. Через два года уволилась, пошла работать в школу. В школе тоже недолго задержалась, потому что не понравилась бумажная волокита. Пришлось выбрать более оплачиваемую работу, ушла из творчества и занималась продажами 15 лет.
Не подумайте, что за 15 лет Асия ни разу не бралась за кисть. Наоборот, рисовала для себя и души, выполняла мелкие заказы по дизайну интерьера. Пять лет назад поняла, что опыт, полученный в коммерческой среде, можно применить, и вернулась в творчество.
— Eсли ты не видел человека вживую и не знаешь его мимики, то для портрета нужно просить минимум шесть фотографий. А вдруг нос не такой, каким тебе показался? Или это просто кадр таким получился…
Однажды Асия согласилась написать семейный портрет. Попросила у заказчика по одному фотоснимку каждого из четырех членов семьи. Заказчик посмотрел готовую работу и отказался ее выкупать, мол, отец сам на себя не похож, а сын прищурен, с чего бы?
— В общем, отказался и отказался, я спокойно к этому отношусь. Вернула предоплату. Получила урок, поняла, что лучше лично встречаться с людьми, которых собираешься писать. Изучать их мимику. Подмечать, как разговаривают, сидят или ходят. В портрете ни одна мелочь не должна остаться незамеченной.
Но, в общем, этот случай в практике Асии был и остается единственным. Выполняя коммерческие заказы, художница ведет себя как представитель сферы услуг и обговаривает все детали заранее. Отговорка «я художник, я так вижу» не работает. Нужно знать сразу, что человек хочет получить.
— Бывает, что нет вдохновения? Нужно ли ждать, когда оно придет?
— Нет, я не могу ходить от одного холста к другому месяцами. Самодисциплина говорит: Ася, если ты решила превратить творчество в средство заработка, то работай. Двое детей сами себя не накормят. Проблем с вдохновением у меня нет, работы выполняю за три-четыре дня.
— А выходные?
— У меня их нет. Точнее, я сама выстраиваю график работы. Весь день могу не подходить к холсту и заниматься другими домашними делами, а вечером засесть.
— Остается время для себя? Чтобы что-то написать для души?
— Редко, но есть. Мечтаю открыть свою выставку. Картины пишу, а кто-то их видит и просит продать. Отказываюсь, предлагаю написать что-то похожее по цветовой гамме. Свои картины не копирую. Заказчики обычно соглашаются. Мне вообще везет с клиентами. Недавно я писала большую картину в гостиную. Работала над ней три месяца. Клиентка даже фотографии ее не видела. Я закончила, упаковала и привезла. Все удивлялись: человек же не видел фото! А если не понравится? Придется везти обратно! Но заказчица доверилась мне, и ей моя работа понравилась. А мне приятно. Надеюсь, так будет и дальше.
***
фото: Асия Гай;На мастер-классе у художницы.