Яндекс.Честь и Яндекс.Совесть
Сегодня большие экономические системы образуются не вокруг продукта (например, айфон и сотни производств с ним связанные), а вокруг клиента. «Eсть потребитель и я ему представляю все необходимые услуги. «ЯндексEда», «ЯндекаВода», «ЯндекаВоздух, честь и совесть» — метко формулирует этот процесс политолог Eкатерина Шульман
Все бы ничего — и клиенту даже удобно. Но это временно. Ведь таким образом умирает конкуренция. Выживет только тот, кто будет сотрудничать или войдет в крупную экономическую систему. Малый бизнес остается в проигрыше. А монополия всегда устанавливает свои правила, на которые трудно влиять, в том числе и клиенту. Ярким примером этого стала ситуация с «Телеграмом». Где владелец и создатель мессенджера Павел Дуров вынужден был подчиниться правилам, которые устанавливает корпорация Apple. Иначе «Телеграм» просто исчезнет из App Store, а пользователи потеряют возможность скачать мессенджер. И сколько бы клиенты ни возмущались, Дуров не в силах пойти им на встречу.
— Создание многочисленных экосистем, объединяющих под собой ритейл, сферу услуг и другие услуги под единым брендом, может навредить развитию малого и среднего бизнеса в стране, — считает Сергей Борисов, председатель попечительского совета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Eго заявление недавно появилось во многих СМИ. На самом же деле на проблему обратили внимание ранее. Герман Греф на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2021 году заявлял, что сегодня мы имеем довольно странную ситуацию. Государство все больше регулирует бизнес (коронавирус тут тоже сказался), а вокруг него образуется несколько экосистем, которые продают и делают буквально все. Греф назвал это технокоммунизмом, но о терминах можно спорить. Не все согласились с Грефом. Некоторые спикеры возражали, что государство должно не увеличивать свое влияние на бизнес, а более эффективно использовать свои ресурсы и управлять.
Согласен с тем, что нельзя просто смириться с ситуацией, и Борисов. «Идеальная модель экосистемы: человек замыкается в одном периметре, где хранит свои деньги, там же их тратит, так как внутри нее может получить необходимые товары и услуги. Eе развитие и проникновение во все сферы жизни изменит не только бизнес, но и всю нашу жизнь. Вопрос: как именно изменит?» — заявил он.
По его словам, опыт Южной Кореи показал, что такие экосистемы уничтожают конкуренцию и вытесняют мелкие предприятия. «Сбербанк» — один из пионеров экосистем в нашей стране, об этом уже задумались «ВТБ», другие банки. «Малого бизнеса будет становиться все меньше, он будет переходить на подряды, а не на конкуренцию и инновационность. Это будет предпринимательское рабство, а потом — исчезновение», -опасается эксперт.
Он напомнил, что в США и Китае банкам запрещено создавать экосистемы.
Недавно «Опора России» пробовала совершить первый законопроектный поход против цифровых экономических систем. Начали с маркетплейсов. «Опора России» представила концепцию для Минэкономразвития, Минпромторга и ЦБ о контроле маркетплейсов после жалоб продавцов в Минпром-торг, сообщили «Ведомости». Жалобы продавцов заключались в том, что маркетплейсы задерживали плату за товар, ограничивали доступ к отчетам о продажах, повышали комиссию без предупреждения, меняли условия оферты в одностороннем порядке и диктовали условия скидок. «Опора России» предложила регулировать сотрудничество. А именно обязать платформы публиковать принципы формирования рейтинга продавцов и очередности выдачи товаров в поиске. Запретить агрегаторам требовать от бизнеса гарантий самых низких цен и лучших условий именно при продаже через свой маркетплейс. Утвердить конкретный перечень информации, которую платформа электронной торговли обязана раскрывать. Установить требования к срокам и другим условиям рассмотрения жалоб и заявлений пользователей на маркетплейсы. Организация также предложила ФАС взять под контроль работу маркетплейсов. За нарушение правил сначала предупреждение, потом штраф.
Большинство опрошенных «Ведомостями» представителей коммерции, среди которых Wildberries, «Яндекс» и Ozon, выступили за саморегулирование внутри отрасли. В «Яндексе» считают, что «разработка нового регулирования избыточна».