X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Баба-яга, костяная нога

Заседание сто четырнадцатое

Из тюменских волшебников я знаю только Eвгения Колтуна из клуба «Антей», превращавшего сибирских девчонок в красавиц мирового уровня. А всякого рода ужастики про ведьм в моей домашней библиотеке сроду не водились. Иное дело — мировая классика.

Вы читали книжку Марка Твена «Принц и нищий»? Герои — двое мальчишек, волею судьбы оказавшихся похожими как две капли воды, хотя один был сыном забулдыги со Двора Объедков, а другой -наследником британского престола. В книге нашлось место и эпизоду о ведьмах.

Поменявшись — в шутку — одеждой, мальчишки-двойники поменялись и средой обитания. Поворот сюжета — умирает папа король. И лжепринцу приносят на подпись приговор о смертной казни двух ведьм. Будь на его месте настоящий принц со всеми его, как сказали бы мы, понтами и предрассудками Средневековья — он приложил бы большую королевскую печать к бумаге, и пожалуйте на костер.

А мальчишка со Двора Объедков навидался всякого и не верит на слово. Привели ведьм — женщину и девочку. Они, мол, вызывают бури, от чего страдают люди.

— А как они вызывают?

— Снимают чулки, ваше высочество!

У мальчишки разгораются глаза: пусть покажут, как они это делают? Осужденные на сожжение уверяют, что ничего такого делать не умеют. Наш демиург по случаю настаивает, придворные и судейские протестуют — есть свидетельские показания! Мальчик настаивает, ведьмы снимают чулки, и… ничего не происходит.

— Вы свободны! — торжествуют главный герой, писатель Марк Твен и читатель.

А история и литература вслед за нею хранит немало, я бы сказал, мракобесных примеров совершенно противоположного свойства, где фигурируют жертвы, их палачи, изуверские изобретения, чтобы мучить и этим вырвать у жертвы признание. Испанские сапоги, четки боли и тому подобное. Eсть даже целая книга «Молот ведьм» с примерами и советами, как сломить упорство пытаемых…

Нет уж, любимые мною авторы стоят на другой платформе. Они всегда на стороне тех, кто стал жертвой ложных доносов, подозрительности, алчности, ненависти, зависти… религиозной нетерпимости…

Вспомним «Собор Парижской богоматери». И красавицу Эсмеральду, которую инквизитор, ревнуя, обвиняет в колдовстве и отправляет на костер.

Или драма Артура Миллера «Суровое испытание» (второе название «Салемские ведьмы») о том, что случилось в небольшой деревне Салем в штате Массачусетс. Кучка фанатиков в 1692-1693 годах обвинила женщин в колдовстве, и суд приговорил их к повешенью. И повесили — 19 человек. В пьесе Миллера только диалоги. Но ее невозможно читать. Ведь даже саму попытку оправдаться судьи объясняют: «диавол подсказывает…»

Авторы, которых цитирую, всегда на стороне жертв. Авторы милосердны. Как милосердна Маргарита у Булгакова. Из толпы гостей на балу Сатаны она запоминает только одно лицо — Фриду, умертвившую младенца, которого ей нечем было кормить. И получив у Воланда разрешение на одну просьбу, Маргарита просит, чтобы Фриде перестали каждое утро приносить тот самый платок… И ее милосердная просьба исполнена…

Я сочинения про ведьм не читаю.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта