Роковые байки Эдгара По
Эдгар Аллан По. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы. АСТ, 2020.
Несомненно, Эдгар Алан По был одним из самых мрачных американских авторов XIX века. Eго рассказы то просто меланхоличны, то действительно жуткие и волнующие. Но все они объединены фирменными стилистическими особенностями: ярко выраженный гротеск, оксюморон и, конечно, ирония.
Зачастую в произведениях обыгрываются разные, знакомые всем сюжеты. Например, бал во время чумы, который является нам в рассказе «Маска красной смерти». Все как положено: принц запирается в замке с тысячей своих подданных и устраивает маскарад.
Но одна из масок на этом празднике оказалась роковой. Картинка просто пропитана готикой. А сам сюжет наводит на размышления о том, как все-таки человек бессилен в борьбе со смертью.
В рассказе «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» герои тоже «играют с костлявой». В ходе жуткого эксперимента задерживают душу в умирающем теле. Следить за этим процессом и отвратительно, и интересно. А читателю с хорошей фантазией придется вообще несладко -описание анатомических деталей достаточно подробное. Но даже в нем можно разглядеть иронию автора.
В некоторых случаях автор не просто нагоняет ужаса через атмосферу, а заставляет действительно переживать за героя. Неважно, положительного или отрицательного. Здесь мне особенно запомнились рассказы «Колодец и маятник» и «Сердце-обличитель». Eсть и детективные истории, например, «Убийство на улице Морг». Это произведение многие считают первым западным детективом.
Рассказы воспринимаются так, будто их сейчас рассказывает вам живой человек. Когда в компании перед сном хотят рассказать страшилку. Ведь зачастую автор начинает повествование со слов по типу: «Хотите — верьте, хотите -нет». И тогда волей-неволей начинаешь представлять все эти мистические и жуткие происшествия в реальной жизни и ставить себя на место героев. В общем, хороший способ пощекотать нервы.