X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Ремесло, покрытое тайнами

Как бы мы ни расспрашивали художницу-реставратора Людмилу Никольскую о химических составах, которыми она пользуется в работе, та ни в какую не хотела раскрывать секретов. Оказывается, между реставраторами сейчас большая конкуренция, и знания эти на вес золота.

Да и путь к званию реставратора долог и непрост. Начинают они всегда в роли художников. Людмила Петровна рисовала с самого детства.

– Считаю, что мне умение рисовать досталось от дедушки Семена Котельникова. Он отливал колокола в Тюмени, писал картины и иконы. Вот мне и достался тоже такой талант. Меня всегда тянуло к кисти, всегда мне это доставляло невероятное удовольствие.

И когда Никольская уже сформировалась как художник, ей удалось поступить в московский реставрационный научно-исследовательский центр, где будущих профессионалов сначала учат создавать копии картин, чтобы в будущем специалист мог уверенно войти в роль творца и будто его рукой восстановить картину или скульптуру.

– Еще когда я училась, преподаватели все студентам выкладывали. А сейчас же многого недоговаривают. Даже в Тобольске в семинарии все художники, которые выходят, многого не знают. Преподаватели о тонкостях умалчивают, не хотят, видимо, хлебом нашим делиться. Повезло мне все-таки учиться еще в то несекретное время. Но и самой приходилось долго набивать руку и свои хитрости рождать, которыми я тоже не делюсь. Вот такая секретная у нас работа.

По окончании учебы свежеиспеченного талантливого реставратора уж очень хотели оставить в Москве. Людмиле предложили общежитие, должность преподавателя и прочили успешную карьеру.

– Но я тогда подумала: как же я Тюмень и наш музей живописи променяю? Поэтому вернулась в свой город, тогда патриотизм был очень развит. Вот я живу теперь тут и работаю. Не могу сказать, жалею об этом или нет. С одной стороны, могло произойти столько всего глобального, и жизнь бы сложилась иначе, но с другой – где родился, там и пригодился, да и мой жизненный путь я очень ценю. Живу счастливо, пишу и реставрирую, о чем еще мечтать?

Да, получив право заслуженно называть себя реставратором, быть художницей Никольская не перестала. Людмила Петровна одинаково любит создавать новое и спасать старое. Поэтому на оба своих призвания она не жалеет ни сил, ни средств, используя в работе дорогой осетровый клей и настоящее золото. А иконы, написанные ею, часто отправляются в дар церквям Тюменской области.

Мы все пытались узнать, какой у нее любимый персонаж или библейский сюжет, но оказывается, у настоящего творца любви и интереса должно хватать на все.

– Когда работаешь, то в процессе влюбляешься в картину, и в этот момент она для тебя самая лучшая, самая дорогая. Поэтому мне все нравится! Люблю писать в разных стилях, в разной технике, это же прекрасно, это ведь и есть искусство. Да и вдохновляет меня все, что вокруг, особенно природа. Правду говорят, что она – бесконечный источник вдохновения. Выходишь на улицу, видишь цветочек какой на земле и изумляешься. Запоминаешь его и тут же бежишь рисовать. Главное – научиться всю эту красоту видеть и любить рисовать, тогда творить можно будет бесконечно, хватало. С реставрацией так же. Как погружаешься в работу, так оторваться не можешь. Бывает, конечно, что что-то не получается, тогда нужно себя не мучить, отложить работу и позже к ней вернуться. Реставратор обязательно должен быть упорным и усидчивым, без этого никак. На реставрацию может уходить по полгода, это очень кропотливая работа. Ты здесь выступаешь как врач: сначала нужно определить, чем болен твой пациент, будь то плесень, наслоения, ожоги… Потом подбираешь лечение, смешиваешь разные химикаты и смотришь, как они работают на пациенте. И так потихонечку-помаленечку идешь к тому, чтобы каждому миллиметру вернуть прежний вид, подобрав точное лекарство. Тут химию нужно хорошо знать, без нее ты не реставратор!

Но химия важна и в работе художника. Необходимо знать, как правильно замешать грунт, чтобы картина как можно дольше смогла прожить без реставрации.

ФОТО ТАТЬЯНЫ КУЗНЕЦОВОЙ

– Многие иконописцы уделяли недостаточное внимание грунту, поэтому их работы очень быстро теряли первозданный вид. Поэтому как художница я стараюсь создавать картины качественно, чтобы они могли храниться десятки лет. Хочется верить, что так и будет, но поживем – увидим. Может, и мои работы кто-то в будущем будет реставрировать.

***
фото: НА СНИМКАХ: Людмила Никольская пишет икону; картина Людмилы Никольской в кабинете директора компании «Подводречстрой» Виктора Савченко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта