Дом, в котором мог быть музей
Я люблю гулять по историческому центру Тюмени. Там такие старые деревянные дома. Некоторые, впрочем, совсем уже развалившиеся.
Дом номер 6 по улице Димитрова спрятался за глухим забором из профнастила. Однако издалека видно, что окна в нем выбиты, а крыша провалилась. Каково же было узнать, что это не просто старый заброшенный дом, но объект культурного наследия: в документах его называют домом Афромеева.
Я никогда не встречала такой фамилии, но легко выяснила в интернете, что Алексей Максимович Афромеев был гитаристом и издателем, до революции достаточно известным в городе человеком. Афромеев, поддержавший советскую власть, не сумел с ней поладить, был вынужден оставить дом и богатейшую коллекцию гитар (около двухсот) и уехать в Томск, где и умер в бедности и безвестности, простудившись на лесозаготовках. И что нотные сборники его были растащены (в них на рынке заворачивали масло), а гитары разворованы, чудом сохранилась лишь одна, и что в 1988 году в колледже искусств (тогда — училище) открыли комнату-музей Афромеева, и гитара стала самым ценным ее экспонатом.
Значит, иду в колледж и немного боюсь, что меня не пустят или что музея в колледже давно нет. Оказалось, и правда нет, значит, и пускать меня незачем. Однако женщина-охранник не отмахнулась от меня: из моих объяснений она как-то поняла, что мне нужно, и направила меня к преподавателю по классу гитары Михаилу Яблокову.
Он знает об Афромееве все.
Собственно, благодаря Михаилу Сергеевичу и Тюмень помнит об Афромееве. Яблоков собрал большой архив, посвященный жизни и творчеству нашего земляка. Оказывается, наставник Михаила Яблокова Виталий Дерун был воспитанником Данилы Дмитриевича Кочнева, который, в свою очередь, был учеником Алексея Афромеева.
Михаил Сергеевич и сообщил мне, что в 1998 году в здании колледжа начался капитальный ремонт, и экспонатам пришлось освободить помещение. Десятиструнная гитара с двумя грифами, а также экземпляры газет, издававшихся Афромеевым, переехали в дом-музей Машарова.
Двухгрифная гитара, когда-то принадлежавшая Афромееву, находится в доме-музее Машарова на постоянной экспозиции. Там же хранится несколько экземпляров газеты «Eрмак». Мне снова повезло, в музее работает очень отзывчивый экскурсовод Владимир Райшев. Он рассказал, что витрина с гитарой и газетами размещена в гостиной дома не просто так: больше века назад в этой комнате проходили званые вечера. Среди гостей часто оказывался Алексей Максимович, играл на своей десятиструнной гитаре. Владимир Райшев даже открыл для меня витрину и пролистал страницы газеты «Eрмак». Корпус гитары выглядит просто, на нем нет узоров, надписей, и если бы не два грифа, инструмент казался бы обычным. Гитара, как заверил меня сотрудник музея, в рабочем состоянии, на ней до сих пор можно играть, несмотря на отсутствие двух струн. Михаил Яблоков рассказывал мне, что несколько лет назад играл на ней. Сохранилась фотография, где он с гитарой. А еще Яблоков бережно хранит автограф Афромеева и фотографию его могилы в Томске. Я рада, что увидела эти ценные архивные снимки.
От редакции.
Сто лет назад это был красивый двухэтажный рубленый дом на кирпичном цоколе, в соответствии с местной традицией украшенный наличниками в стиле «занавес», выполненными глухой резьбой. После смерти хозяина много лет он служил коммунальным жильем. 5 августа 2016 года поставлен на государственный учет как выявленный объект культурного наследия, и почти сразу в доме случился пожар — сгорела крыша. Включен в прогнозный план приватизации муниципального имущества и, действительно, на первом же электронном аукционе продан за 4,4 миллиона рублей. Новый владелец особняка — тюменская компания ООО «Дизайн-2000», ведущая сейчас восстановительные работы в Спасской церкви.
Логично предположить, что восстановление дома на улице Димитрова вряд ли начнется раньше, чем будут закончены работы в церкви. А они затянулись из-за обнаруженных в северном приделе человеческих останков (приостановлены на время следственных действий). Поскольку экспертиза подтвердила, что останки принадлежат Текутьеву, то проект пришлось корректировать, убирать из подвала провода и трубы, ведь в склепе их быть не должно (останки, как мы уже сообщали, решено перезахоронить на месте обнаружения). Можно сказать, так Текутьев после смерти отомстил Афромееву. Говорят, при жизни они не ладили — Афромеев постоянно наскакивал на Текутьева в своей газете.
В ноябре 2018 года комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия выдал новому собственнику задание восстановить дом. Владелец заказал проект реставрации, и вот недавно работа завершилась, проект прошел формальную процедуру общественного обсуждения и получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Подсчитан ущерб, нанесенный людьми и временем: трещины в фундаменте, полусгнившие деревянные перекрытия, обветшалые стены. Наличники не сохранились, их изготовят заново по образцу (образцом послужат наличники с другого дома на этой же улице, под номером 56, он недавно был снесен), и чудом до нас дошел единственный филенчатый ставень. Памятник старины получит прежний вид — и при этом будет приспособлен для современного использования, говорится в акте экспертизы, его назначение — жилой дом.
А жаль, было бы круто сделать в нем музей. Музей музыкальных инструментов — возможно, самый северный в стране.
***
Афромеев Алексей Максимович родился в Тюмени 8 февраля 1868 года. Игре на гитаре обучился самостоятельно в шестнадцатилетнем возрасте после концерта «одной гитаристки». С 1893 года Алексею посчастливилось заниматься с переехавшим в Тюмень Сергеем Сырцовым.
Алексей Афромеев был не только гитаристом, но и популяризатором игры на гитаре. Самостоятельно он делал переложения для гитары известных музыкальных произведений и песен, купил типографию и печатал в ней нотные сборники и самоучители, причем один из его самоучителей оказался у Ленина в Шушенском: вождь мирового пролетариата тоже увлекался игрой на гитаре. Среди афромеевских сборников нот и уроков были «Спутник гитариста», «Юный гитарист», «Первый шаг гитариста», «Выбор лучших и любимых пьес для семиструнной гитары». А «Заочные уроки теории музыки и игры на семиструнной гитаре» к 1917 году были переизданы 22 раза и разошлись по всей России. Вот как о нашем талантливом земляке отзывался российский гитарист и композитор Валериан Русанов: «Это очень энергичный, живой труженик, одушевленный истиною, артистическою любовью к нашему инструменту. Благодаря его энергии и неутомимости, гитара делает значительные успехи в Сибири, и число его учеников, возрастая, в свою очередь, пропагандирует серьезную нотную игру, вытесняя сильно распространенную до этого времени пресловутую семилинейную цифровую систему».
Алексей Афромеев издавал еще журналы и газеты. С января 1906 года он начал печатать ежемесячный журнал «Аккорд — вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни», просуществовавший до 1914 года. Здесь публиковались статьи по музыкальному самообразованию и технике игры, биографии музыкантов и нотные гаммы.
Помимо образовательных изданий, Алексей Афромеев выпускал общественно-политические газеты «Сибирский торговый посредник» и «Eрмак». У него был магазин «Сибирская лира», где продавались музыкальные инструменты и нотные материалы. Алексей Максимович занимался не только издательством, но и коллекционированием. В его собрании были редкие музыкальные инструменты — гитары Краснощекова, Штауфера, Архузина и других мастеров.
Информация предоставлена Михаилом Яблоковым
***
фото: Михаил Яблоков с десятиструнной гитарой Афромеева; Алексей Афромеев;