Удача любит настойчивых
Даниил Чащин — один из самых востребованных московских режиссеров. Он ставит успешные спектакли в лучших российских театрах. Но большой успех начинается с первого шага.
Марина Жабровец, профессор кафедры режиссуры ТГИК, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, обычно рассказывает историю Чащина, чтобы подбодрить начинающих режиссеров. На первый курс к ней пришел худенький мальчик и. сразу признался комиссии, отбирающей студентов: ему просто необходимо поступить на режиссуру, иначе придется уйти в армию. Марина Жабровец дала ему шанс. И, как оказалось, совсем не зря.
Но важно помнить, что наметанный глаз педагога может ошибиться.
Светлана Ханжина — тоже успешный тюменский режиссер, работающая со сложным жанром документального театра, вспоминает, как сама поступала на курс.
— Я жила в Eкатеринбурге, получила там первое образование. Для родителей. А моей мечтой всегда был театральный, — рассказывает Светлана. — Вступительные экзамены проходят в несколько этапов.
В первый день ты представляешь чтецкий материал: басня, проза, стихи. В этот же день собеседование, там спрашивают, зачем ты пришел на режиссуру. Второй день импровизационный (дадут задачу -и нужно будет что-то показать), далее защита режиссерского замысла. Ты выбираешь произведение, которое хочешь поставить, и рассказываешь, как ты это сделаешь…
Когда прошел первый день испытаний, всех желающих поступить выставили в линию. Марина Жабровец зачитала список фамилий, в которых прозвучала и Ханжина… После чего Марина Владимировна сказала, что перечислены фамилии ребят, которым приходить на следующий день не стоит. Режиссура -не для них.
— Моя фамилия звучит в этом списке, то есть по первому дню понятно, что я отстой. Я рыдала, звонила друзьям, мужу. Мне муж сказал: «Попробуй еще раз, удача любит настойчивых». А я ведь все придумала, нарисовала эскизы! Сейчас-то я понимаю, что придумала ерунду, но тогда мне казалось иначе, — говорит Ханжина. -Поэтому я решила последовать совету и попробовать еще.
Светлана долго репетировала речь. Марину Владимировну она встретила на улице, на пороге института. И дрожащим голосом попросила: «Вы сказали не приходить, но я бы хотела попробовать свои силы…» Жабровец милостиво ответила: «Ну хорошо, покажешь, что приготовила».
— Пока я защищала режиссерский замысел, боялась ужасно. Я дрожала первые два курса или даже три, -рассказывает Светлана. — Тем не менее она взяла меня на платное место, а на втором курсе я попала уже на бюджет. Я ей до сих пор иногда припоминаю, что она не хотела меня брать. Она говорит, что это ее «педагогический провал».
***
фото: Светлана Ханжина.