По следам волка и Красной шапочки
А вы знаете, что без QR-кода въезд в лес запрещен? Шутка. Которую используют охотоведы в рейдах против браконьеров.
Октябрь-ноябрь на сленге охотоведов называется чернотропом. Снег в это время еще не лег, тает, поэтому нет снежных тропинок, на которых долго сохраняются следы. При температуре, близкой к нулю, отпечатки быстро исчезают. Этим и пользуются браконьеры.
— Во время пандемии охотники и браконьеры никуда не делись, -говорит Роман Окольников, ведущий специалист отдела госнадзора, государственный инспектор по охране окружающей среды областного Госохотдепартамента. -Eсть пандемия, нет пандемии — им все равно, было бы ружье. Примерно треть рейдов у нас заканчивается задержанием. Это чаще, чем лет десять назад. И административной ответственностью дело не ограничивается.
Как себя ведут браконьеры, когда попались? По-разному. Некоторые начинают с угроз: «Все, ты завтра здесь уже не работаешь». Но инспекторы стараются сглаживать конфликты. Охотовед — и психолог, и дипломат, и следователь.
— Когда с напарником едем в рейд, распределяем роли: кто из нас хороший следователь, кто -плохой, — рассказывает Роман. -Я обычно играю роль плохого. А то инспектора иногда не воспринимают всерьез. Мол, пиши-пиши, мне ничего не будет. Но когда протокол передадим в суд и его лишат права охоты, совсем по-другому будет разговаривать. Считаю, что если уж попался — отвечай.
Браконьеры едут в лес с заготовленной легендой. Eсли их застигают на месте, дружно ее придерживаются. Хотя, говорит Окольников, иногда это выглядит смешно. Типа: мы заехали в такую глушь с ружьями, потому что у нас собачка потерялась. Или: хотели за грибами пойти (с ружьями) да заблудились. Охотоведы знают все эти фишки. Распознать ложь просто: достаточно начать спрашивать каждого по отдельности. И легенда рассыпается.
Бывают и экстремальные случаи. Однажды снегоход провалился под лед, когда переправлялись через реку. Вымокли насквозь, одежда на морозе стояла колом, пришлось несколько километров идти до ближайшего зимовья. После этого случая Роман о фильме «Выживший» с Леонардо Ди Каприо отзывается скептически. Говорит, что если бы главный герой зимой в глухом лесу действительно упал в реку, то от переохлаждения долго бы не протянул.
Хотя многое зависит от резервов человеческого организма. У Романа есть простые рецепты поддержания иммунитета: много бывать на свежем воздухе, особенно в сосновом лесу, много двигаться, мало есть, перед сном принимать холодный душ, зимой обтираться снегом. В лесу, считает охотовед, сплошные фитонциды, и если даже вечером начал шмыгать носом, утром будешь как огурчик. И можно снова в рейд.
…»Уазик» на колдобинах болтает так, будто тренируешься стать космонавтом. Но Роман разбитую лесную грунтовку, которая чуть подмерзла, называет асфальтом. Для его «уазика» и яма, и канава -привычное дело.
Пока мой горизонт сваливается то вправо, то влево, Роман успевает что-то подмечать. Вот глухарь устроился на дороге, клюет мелкие камешки. Зимой он питается жесткой хвоей, камешки помогут переваривать пищу. А вот тетерев-косач вспорхнул на дерево, устроился на самой макушке, береза аж наклонилась под его тяжестью. А вот…
Стоп. Дорогу, чуть припорошенную снегом, пересекают чьи-то следы. Волк. У него, в отличие от лисы или собаки, первые два пальца сомкнуты — так легче бегать по глубокому снегу.
— Это не матерый волк, совсем молодой, — говорит Роман. — Eсли бы старый, то след был бы размером с кулак. Волки обычно стайные животные, но могут жить и в одиночку. Ведь старого новый вожак может изгнать из стаи, как Акелу.
А вот вдоль дороги какие-то траншеи. Бобровые каналы. В этом году они пересохли, пришлось бобрам перебираться ближе к реке, строить запруды.
— Живут в тюменских лесах и дятлы — трехпалый, пестрый и самый крупный дятел желна — черный с красной шапочкой. Он чуть поменьше глухаря. Самый крупный представитель своего вида, — рассказывает Роман. — Так что вопрос «встречали ли вы в лесу Красную шапочку?» вполне актуален.
А вот большое упавшее дерево, под его корнями — глубокая яма, она вполне может быть и берлогой. Медведи стараются использовать естественные углубления, расположенные повыше, чтобы весной, когда снег начал таять, ничто раньше времени не потревожило сон. Залегает косолапый в берлоге обычно под метель, чтобы не оставлять следов. А вот лиса за собой хвостом не метет — это сказки. Хвост ей нужен как балансир при крутых поворотах, когда охотится.
Встречались Окольникову во время рейдов и косули, и лосихи с детенышами, и даже медведица с тремя медвежатами. Но самые смешные — маленькие кабанятки -толстенькие, полосатенькие, за что их называют арбузиками.
Весной, когда вода поднимается, затапливает низинки, зайчата остаются сидеть на маленьких островках. Никуда не убегают. Ждут зайчиху (поэтому много зайчат гибнет и при пожарах). Природа так устроила, что у зайчат совсем нет запаха. Даже собственная мать их не отличит. Может и чужая, пробегая мимо, принять за своих, покормить. Но во время наводнения малышей надо спасать! Они дают себя поймать. Кстати, за ушки зайца брать нельзя, говорит Окольников. Только за шкирку, как котенка.
— Сейчас такое время, когда браконьеры включают фары и гоняют по лесу косуль, — продолжает рассказ Роман. — С начала месяца попалось уже несколько нарушителей. Первый без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, у второго нашли незачехленное ружье. Eсли оружие расчехлено и собрано, значит, готово к бою. Им явно будут стрелять на ходу из машины. А это уже охота с применением автомотосредств -за это грозит уголовная ответственность. Оружие мы изъяли, передали Росгвардии.
Иногда браконьеры устраивают ловушки для инспекторов. Перегораживают проезд стволами деревьев, растягивают «ежей», чтобы колеса проткнуть, или перекапывают дорогу так, что проехать невозможно. С двумя из трех препятствий и нам пришлось столкнуться. В первом случае Роман разобрал завал вручную, в другом — нашел объездную дорогу. Я бы этот легкий накат на стерне и не заметила, но у него глаз наметан. Партизанская дорожка, как говорят городские водители, нас привела к ловушке для кабанов. На высокой сосне браконьеры соорудили засидку, а внизу на полянке в сооружении, похожем на детскую песочницу, до краев насыпали овса.
— Eще неделю назад здесь ничего не было, — задумчиво сказал Роман. — Значит, наведаемся еще раз. Видно, что обустроили не новички. Бывает, попадаются нарушители со стажем. Совсем недавно в разряд таких злостных нарушителей попал на вид солидный человек, директор строительной фирмы. Первый раз его поймали на провозе незачехленного оружия, во второй попался за несвоевременную сдачу разрешения на добычу птицы. Штраф выписали сразу, но неизвестно, оплатил он его или нет.
Молодежи лес не очень интересен, как будто сожалеет Роман. «Им интернет подавай. Иногда предлагаю: давайте вас в лес свожу. Все лучше, чем дома сидеть, прокисать. Увидите, как солнце встает из-за берез, как тетерев раскачивается на березе, как кабан на вспаханном поле оставляет следы, как волк пробежал по первому выпавшему снегу. Но люди чаще к лесу относятся потребительски. Прикидывают, что бы там собрать, найти, вывезти. А по мне не это главное».
***
фото: Роман Окольников.