Семь вопросов о платной парковке
С 29 ноября все парковки в квадрате улиц Челюскинцев, Герцена, Профсоюзной и Советской станут платными. Нововведение, о котором стало известно еще в октябре, ожидаемо вызвало споры.
Что хорошего в платной парковке?
С каждым днем автомобилей становится больше, и основной их поток направлен в центр города. В будни в центр приезжает более десяти тысяч машин.
— И если десять лет назад припарковаться можно было где угодно, то сейчас это задачка не из простых. Приходится по полчаса тратить, наворачивая круги, прежде чем найдешь место, — говорит автомобилист с двадцатилетним стажем Григорий Осуховский. -Вы попробуйте посчитать, сколько машин утром направляется в центр, и представьте, что всем им нужна парковка. Куда водители будут ставить свои автомобили? Нам что, дополнительный город для парковки строить?
Как решат эту проблему платные парковки? Во-первых, часть горожан из экономии откажется от поездок на работу или по другим делам на личном автомобиле, а значит, поток уменьшится, как и спрос на парковочное место. На бесплатной парковке автомобили часто оставляют на весь день, а если будет взиматься плата, то оставлять автомобиль надолго будет невыгодно, и оборачиваемость одного парковочного места вырастет. А значит, большее количество автомобилистов получит возможность припарковаться.
Во-вторых, на портале «Тюменские парковки» можно заранее посмотреть, сколько мест осталось на платной стоянке, и быть уверенным, что место для вашего автомобиля найдется. На платной парковке никто не перекроет вашу машину вторым, а то и третьим рядом, как это часто происходит сейчас.
При чем тут пробки?
Другое преимущество платных парковок — это уменьшение пробок. Ведь из-за того, что машины стоят на обочинах как попало, улица сужается, уменьшается ее пропускная способность, что создает затор, а пробки всегда вызывают единогласное негодование. От отчаяния некоторые водители в шутку (а может, и нет) размещают сообщения в 2GIS, что готовы купить автомобиль, что стоит поближе к желанному повороту. Думаю, это можно воспринимать как крик о помощи.
Как сообщили в городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта, в местах, где уже есть платные парковки, пропускная способность улиц увеличилась на семь процентов. Цифра эта пока незначительная, но в любом случае показательная.
Посмотрите, как меняется жизнь в других странах и городах, где платные парковки функционируют уже давно. Так, моя приятельница восхищается устройством дорожного движения в Праге:
— Найти бесплатную парковку в Праге почти невозможно. Но в этом и вся прелесть, — рассказывает девушка. — Машина нужна, чтобы поехать в соседний город, в лес или за продуктами. А в остальных случаях местные жители пользуются общественным транспортом. Пробок я у них не видела ни разу.
В Москве платные парковки успешно применяются еще с 2012 года. Сначала москвичи негодовали, но со временем привыкли и поняли, что платные парковки — не зло, а благо. Пропускная способность центральных улиц увеличилась на шесть-девять процентов, и вот это действительно ощутимо.
Как это усмирит нарушителей?
Много лет сотрудники ГИБДД пытаются приучить водителей соблюдать правила стоянки и остановки, выписывая ежедневно десятки штрафов.
— К сожалению, штрафы не всегда помогают. Большинство водителей повторно нарушает те же правила, — рассказывает Анжела Борисова, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения областного УГИБДД. -Даже эвакуация часто не помогает, ведь попросту невозможно увезти с улиц все неправильно припаркованные автомобили, поэтому многие остаются безнаказанными. Эвакуатор увозит машину, на ее место тут же становится другая. Платные парковки могут помочь. Опыт других стран и городов показывает, что улицы, где за стоянку приходится платить, становятся безопаснее. Ведь автомобилей там меньше, а контроля больше.
И что, ездить на автобусах?
— Наконец-то не будет этой кучи беспорядочно брошенных машин в центре, не будешь постоянно шоркать пуховик о них, пытаясь пройти к офису, да и в городе будет красивее. Хоть начнем видеть его, а не нагромождение автомобилей, -радуется пешеход с пятидесятилетним стажем Ольга Вершинина. -Надеюсь, платные парковки заставят многих пересесть на велосипеды или общественный транспорт и в центре станет не только меньше машин и пробок, но и меньше выбросов в атмосферу.
Но противников платных парковок как раз больше всего раздражают эти предложения — пересесть на велосипед или автобус. Я считаю, они просто не пробовали. Пассажирские автобусы стали довольно комфортными, с обогревом и кондиционерами, ходят четко по расписанию, их много.
— Важно понимать, что городские власти не ставят перед собой задачу развернуть систему платных парковок на весь город. Мы хотим разгрузить центр. Да и развитием общественного транспорта занимаемся регулярно, — объясняет заместитель председателя Тюменской городской Думы Дмитрий Осипов. — Выделенные полосы движения для автобусов, современные остановочные комплексы — все это должно создать комфортные условия, чтобы как можно больше тюменцев пользовались всей городской инфраструктурой.
С ним согласен и депутат Дмитрий Eлагин, считающий, что общественный транспорт обязан быть комфортным и что развитие в этом направлении — необходимое условие, при котором горожане будут готовы пересесть с личных автомобилей на автобусы.
Да и напомню, что наш автобусный парк — самый новый в России. Сергей Марилов, начальник службы эксплуатации ПАТП-1, рассказал, что автобусы у нас обновляются регулярно, каждый из них не должен быть старше семи лет. Но еще для оценки качества перевозок учитываются регулярность рейсов, состояние салона и техники в целом. Поэтому чаще всего автобус в городе служит не больше четырех лет, после чего его заменяют.
А если мне нужно ездить на машине?
Для автомобилей экстренных служб города и машин, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, парковки останутся бесплатными. А если вам по работе или еще по каким-то причинам нужно быть крайне мобильным, то стоит помнить, что даже на платной парковке, если вы оставляете машину не более чем на 15 минут, плата не взимается. Да и за один час придется выложить не такую уж великую сумму в 30 рублей. И это лишь с 07.00 до 19.00 в будни. В выходные дни и праздники парковкой можно пользоваться бесплатно. Для сравнения — в Москве стоимость часа парковки доходит до 380 рублей.
За что такие деньги?
Доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, профессор Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Алексей Савватеев, приезжавший в Тюмень с лекцией, как раз разбирал подобный вопрос. И я спросила математика, сколько должна стоить парковка в Тюмени, чтобы все функции, для которых и установили плату, работали, но и люди не пугались ценника и пользовались парковкой?
— Важно учитывать средний достаток горожан, но попробуем предположить, как бы все работало. Eсли установить плату за час в десять рублей, то водители, правда, решат, что это копейки, и поток машин не уменьшится и работать система не будет, — рассуждает Савватеев. -А если установить пугающую цену в пятьсот рублей, например, то это спровоцирует рост нарушений. Ведь люди не будут готовы платить столько денег за аренду прямоугольника для машины, поэтому станут заклеивать номер и искать пути обхода правил. А цена в 30 рублей, которая пока установлена — вполне оптимальная, она уже более существенная, но не непосильная. В теории это будет работать.
Кому такие деньги?
Средства, собранные паркоматами, направляются в городской бюджет. Попробуем выяснить, насколько выгодны платные парковки. На оснащение платных парковок в городе, согласно размещенным на сайте госзакупок контрактам, за последние три года потрачено более ста миллионов рублей. Но мало закупить и смонтировать оборудование, платные парковки также надо содержать. Так, в этом году контракт по обслуживанию паркоматов заключен с МКУ «Тюмень-гортранс», сумма контракта почти 6,4 миллиона рублей. А за прошлый год платные парковки принесли в бюджет всего 10,5 миллиона рублей. С введением новых парковочных мест их количество вырастет в три раза, соответственно, и выручка, но даже в этом случае платные парковки окупят себя только через несколько лет, если окупят вовсе. Так что утверждать, что плата за парковку вводится исключительно ради пополнения бюджета, не стоит.
Так что введение дополнительных платных парковок в перспективе на автомобильной жизни города скажется положительно. Все-таки хочется смотреть в будущее и видеть там город, где горожане перестанут парковаться на газонах, тротуарах и проезжей части, машины будут располагаться на стоянках красиво и упорядоченно, воздух станет чище, а изнурительных пробок — меньше. Как вам такая перспектива?
***
фото: Пока знаки платной парковки на улице Урицкого в пленке, а водители паркуются в несколько рядов;Зона платной парковки № 102 на улице Герцена;Въезд на парковку у администрации города.