Дерево любит тепло
В семье Ивановых навык резьбы по дереву передается от отца к сыну.
— Мой отец мастерит изделия из дерева полжизни, — рассказывает Виктор Иванов. — Я тоже заинтересовался папиным делом. В детстве вырезал деревянные пистолеты и бегал с ними по двору. Отец подсказывал, как подобрать брусок для корпуса, как из прищепки с карандашом собрать спусковой механизм и соединить между собой все детали. Друзья от меня не отставали, тоже гуляли с самодельными «пистолетами».
Виктор Иванов вырос и деревянные пистолеты перестал мастерить. Но работу с деревом не бросил.
— Сколачивал сыну в школу скворечники, цветочные горшки, дверные ручки. Потом с женой купили земельный участок, решили построить дом. Пока шло строительство, я захотел сделать кухонный гарнитур. Такие шкафы и тумбочки отлично вписываются в интерьер. Маше понравилось. Через какое-то время увидел в интернете картинку детской деревянной кровати. И стоила она очень уж роскошно. Я подумал, что могу сделать такую же. Нет, даже еще лучше. А Маша предложила попробовать. Так дело и пошло: вдохновлялся и мастерил днями напролет.
Сработало сарафанное радио, появились первые заказы: сундуки, кровати, шкафы, столешницы из сосны. Над всеми изделиями Иванов трудится в гараже, расширять домашнее производство не планирует.
— А зачем? Это мое хобби! На хобби особо денег не заработаешь, да и сложно в пандемию что-то производить. Цены на материал резко подскочили, повысилась стоимость изделия. Люди не могут позволить себе такую роскошь. Мастерю больше для себя: что-то придумываю сам, что-то подсматриваю в интернете. Эскизы не рисую, набрасываю чертежи и замеры. Eсли человек купит понравившиеся изделие, то я буду рад.
— Eсли человеку понравилось изделие, которое вы смастерили для себя, сможете его повторить? Или все в единственном экземпляре?
— Все изделия из дерева оригинальны, точно такого же сундука или шкафа не получится. Я до последнего не знаю, как поведет себя дерево, оно ведь уникально. Но иногда его можно имитировать. Как-то трудился над мангальной зоной и на потолке из пенопласта выполнил имитацию пятиметровой балки. Заказчица испугалась. Отказалась входить, потому что бревно может по голове ударить. Попросила поставить столб, чтобы балку держать. А она в опоре не нуждается, настолько невесомая, что если правильно сосчитаешь количество нанесенного клея, то балка крепко прижимается к потолку.
— А недовольные клиенты бывают?
— Конечно. Однажды сколотил сундук, состарил его, обжег. Позвонил мужчина: «Eсть ли сундуки в наличии?» Eсть, но не обработан ни маслом, ни лаком. Объяснил ему, что если покрытый лаком сундук будет стоять на улице, то лак полопается, а вот масло выдержит низкую температуру и влагу. Но без обработки появятся трещины и заведутся жучки. Мужчина ответил, что заберет сундук необработанным, сам все доделает. Я напоследок предупредил его, что мыть сундук нельзя. Через несколько дней он звонит: помыл. Сундук потерял красоту. А я ведь предупреждал… Кто-то недоволен сроками исполнения работы. Говорят, что «их знакомые ребята» делают быстрее и дешевле. Ну пусть делают. Когда берусь за работу, то делаю все на совесть.
Виктор Иванов зимой с деревом не работает, берет перерыв до весны.
— Дерево тепло любит. Влажность приводит к потере естественного вида, появлению трещин и паразитов. Eще после обработки его нужно высушить. А где, если не на улице? Крупные изделия в дом не притащишь. Летом прямых солнечных лучей тоже лучше избегать -они могут привести к выцветанию. В общем, много нюансов, о которых рассказываю клиентам перед заказом. До весны буду помогать сыну станки осваивать. Eму пятнадцать, он уже и скворечники колотил, и стены деревом в доме обшивал. После дистанционных уроков бежит на мебельную фабрику, детали сооружает на станках. Поэтому в нашей семье династия резчиков продолжается.
***
фото: Виктор Иванов за работой. Эпоксидная смола требует аккуратности.