X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Страдания от изобилия

Подходит к завершению еще один, непростой для потребительского рынка, год. Как рынок справился с трудностями? Не сдал ли позиции? Об этом мы беседовали с Eленой Eреминой, директором департамента потребительского рынка администрации Тюмени.

Подводя итоги года, обычно начинают с будничных сводок. Мы же решили начать с праздников.

Eлена Михайловна, горячая пора, связанная с подготовкой к Новому году, уже началась? Отличаются ли нынешние предновогодние хлопоты от прежних?

— В прошлом году проведение новогодних корпоративов было ограничено, что стало потерей для ресторанного бизнеса. Как будет в этом году? Роспотребнадзор ситуацию держит под контролем, да мы все сталкиваемся с угрозой заражения коронавирусной инфекцией. Как только удастся избежать очевидной угрозы — получим реакцию, и за работу! Рестораторы, конечно, надеются, что запреты снимут. Но в ограничениях есть и положительная сторона. Руководители хозсубъектов, специалисты торговли, пищевого производства и общественного питания научились действовать с соблюдением жестких противоэпидемиологических требований Роспотребнадзора, а сейчас и организовывать процессы, работать по QR-кодам. Бизнес готов на любые жесткие условия — только бы не закрываться, сохранить оборот денежных средств и, в конечном счете, рабочие места. Когда-нибудь мы будем вспоминать происходящее как битву характеров, амбиций, битву знаний и незнания, понимания и отрицания. И мы все не должны забывать подвиг врачей, которые ежедневно спасают тысячи жизней.

ПАВЕЛ МОРГУН И АНАСТАСИЯ БОГДАНОВА

В чем-то происходящее сродни мобилизации…

— Шла тотальная перестройка всех отработанных годами технологических и бизнес-процессов. Это можно сравнить с периодом, когда в Тюмень эвакуировали промышленные предприятия со всего Советского Союза. В тех условиях тюменцы в кратчайший срок смогли запустить сложнейшие производства. И в нынешних не подкачали — оперативно решили стоящие перед ними задачи, осваивали новые сферы, формы и методы деятельности. Активно открывали сайты для продвижения продукции, пользовались возможностями социальных сетей, занимались онлайн-продажей. Количество интернет-магазинов за год увеличилось более чем в три раза. Многие предприятия общественного питания стали работать на доставку.

Любая критическая ситуация может стать толчком к переходу в новый формат деятельности. Когда закрылись торговые центры, предприниматели, чтобы не сидеть без дела, арендовали небольшие помещения в других торговых объектах, переоборудовали новые помещения под торговые и открыли маленькие кафе. И продолжали реализацию продукции под тем же брендом. А когда локдаун закончился и разрешили посещение ТРЦ, они восстановили и прежний бизнес, и сохранили вновь созданный.

Многие говорили, что бизнесу невыносимо тяжело, что количество торговых объектов резко сократилось.

— Да, бизнес пострадал, но настойчиво искал пути выхода. И делал это успешно. Мы подвели итоги, неоднократно все пересчитывали, подвергли данные тщательной проверке. В итоге получилось, что количество объектов потребительского рынка не уменьшились, а наоборот. За этот год прибыло 347 объектов торговли и 277 объектов общественного питания. Итоги 2021 года еще не подвели… Но статистика уже очевидна, и она не отрицательная. Иногда такие цифры вызывают недоумение. Как же так? По данным налоговой службы, количество хозяйствующих субъектов и предпринимателей сократилось, а по нашим данным — прибыло. Может ли такое быть? Может. В налоговой инспекции ежегодно закрывают «нулевые» предприятия, которые существуют только на бумаге и не работают, период бездействия которых составляет три года. А наша статистика с плюсом -иллюстрация того, что малый бизнес сумел выйти на другой формат работы, открыть новые объекты и найти своего потребителя. В любом бизнесе самое сложное -правильно определить, кто будет твоим покупателем в этих условиях и на этом месте.

Торговых площадей в городе много, но иногда покупатели жалуются, что везде одно и то же. В советские времена, говорят, было лучше. Согласны ли вы с таким утверждением?

— Совершенно не согласна. Конечно, мы чуть ли не каждый день покупаем один и тот же набор продуктов: хлеб, молочная группа товаров, кондитерские изделия, мясная, рыбная гастрономия, яйца и так далее. Весь этот ассортимент в разных вариациях от различных производителей присутствует в торговых центрах. И, в отличие от советского периода, в разной расфасовке. Не просто по килограмму, как отрубили масло или мясной отруб -так и бери, сколько налили сметаны в бидон — столько и неси. Теперь можно выбрать любую расфасовку -900, 500, 400, 350 или 180 граммов. Как тебе удобней. Изменилась и расфасовка хлеба, которая представлена в самых разных вариациях. И в нарезке, и не в нарезке, и большие булки, и почти порционные, — чего только нет. У товаров молочной группы тоже разные поставщики. Eсть Ирбитское молоко, есть из Нижней Тавды, Бердюжья, Ялуторовска, Тобольска. Граждане-товарищи, на что жалуетесь? Eсли хочется новизны, надо уделить этому чуть больше времени. Торговые центры стали просто выставкой достижений народного хозяйства. И если от чего мы и страдаем, так только от изобилия.

А какой ассортимент продукции предлагают местные производители! Они постоянно ведут поиск интересной рецептуры — рыбной, мясной, кондитерской продукции. Раньше мы проводили дегустационные сессии в торговых сетях, чтобы популяризовать новинки. Сейчас в этом нет особой необходимости. Любое новшество быстро находит покупателя.

Мы совершенно не боимся соседства продукции под брендом «Покупаем тюменское!» с продукцией из других регионов. Пусть будут. И великолепно, что они есть. Eсли мы лучше, то это станет очевидно. Eсли нет, то нам будет чему поучиться. Такое соседство покупателю только на пользу. И вряд ли сейчас кто-то захочет, чтобы одним черпаком, из одного бидона всем подряд наливали одну и ту же сметану.

Как чувствуют себя местные товаропроизводители в магазинах федеральных сетей? Тяжелее им стало или легче?

— История вхождения местных товаропроизводителей в ритейл как анекдот с бородой. Раньше действительно были жалобы типа: мы такие хорошие, привезли свой товар в торговый центр, а его не взяли. Мы чуть ли не корову предлагали целиком натуральную — вот хвост, вот вымя, вот копыта. А такие-сякие торгаши брать не хотят. Неготовность работать по стандартам, которых требует современная торговля, становилась причиной отказа федеральных сетей. Они требовали, условно говоря, чтобы рога-копыта были отдельно, котлеты отдельно. Производитель начал менять подход к ассортиментной линейке, закупать оборудование, работать по международным системам, техническим регламентам, использовать требуемые способы маркировки, упаковки, нарезки, вводить штрихкодирование. Как сей -час происходит завоз продукции? Никто не пересчитывает ящики и пакеты. Заходит фура, накладная на продукцию считывается электронным валидатором. Когда разгружают ящики, все проходят по единому штрихкоду. При этом фура обязана приезжать строго по графику, который ей определили. Товаропроизводителю надо было к этому приспособиться. Затем изменения, принятые в 381-й федеральный закон, запретили продавцам взимать отдельную плату за договора, снизили маржинальность торговли, дали чуть больше свободы производителям. И это стало новой ступенью доверия между торговыми сетями и производителями. Сейчас жалоб на то, что торговые сети не пускают или не принимают продукцию, стало существенно меньше. Все приняли правила игры, изучили алгоритм этих процессов. Появилось понимание того, что сырье не просто туша или цистерна с молоком, это упакованная, маркированная, специально обработанная продукция, которая предназначена для покупателя. И она должна быть качественной. По всем пунктам.

Иногда предприниматели считают, что с трудностями не надо бороться, поэтому пытаются их обойти.

— Предпочтения потребителя поменялись. Тюменский покупатель все реже покупает продукцию в уличных киосках. Предпочтение отдает комфортным условиям в торговых центрах, где можно совершить несколько покупок одновременно — и продуктовой, и промышленной линейки товаров. Можно параллельно посетить парикмахерский салон, сдать что-то в ремонт. Основным направлением для павильонов и киосков осталась сезонная торговля, торговля в местах массового отдыха и продажа продукции общественного питания. Темп жизни диктует нам такие условия. Существуют схемы расположения нестационарных торговых объектов. За эту инфраструктуру муниципалитет взимает определенную арендную плату, начисляет плату по договорам за потребляемую электроэнергию. Любую инфраструктуру необходимо содержать, совершенствовать, ухаживать за ней, все это требует затрат.

Наш давнишний бич — несанкционированная торговля. У этой гидры головы отрубают, а они снова вырастают.

— Вопрос несанкционированной торговли для нас актуален ровно настолько же, как и для других городов страны. Ни больше, ни меньше. Но в Тюмени, которая исторически является купеческим городом, уличная торговля долгое время не ассоциировалась с каким-то нарушением. Наоборот, воспринималась делом благородным. Торгующие с ящиков считали себя чуть ли не Робин Гудами. Мол, что вы требуете с нас выполнения каких-то правил? Мы тут просто встали и чуть-чуть поторговали! А то, что после себя ящиков набросали, мусор оставили, газоны вытоптали -так это, по их мнению, неважно. Горожане за уборку из бюджета заплатят. Бюджет мы формируем на наши налоги, они составляют основную часть доходов городской казны. Поэтому любая покупка на улице — удар по бюджету. От уличной торговли ни рубля, ни копейки в бюджет не поступит. И для добросовестного товаропроизводителя от серой нелегальной торговли одни убытки, он недополучит реальные доходы. А с них опять же идут отчисления в бюджет.

Eсть ли смысл сильнее закручивать гайки для несанкционированной уличной торговли?

— Мы увеличили периодичность совместных мероприятий с органами УМВД и Роспотребнадзора. Количество изъятой продукции в 2021 году уже превысило двадцать тонн, в прошлом году было в два раза меньше. Увеличилась сумма выписанных штрафов и процент их взыскания. В 2020 году, например, сумма наложенных штрафов составила 3,5 миллиона рублей, 46 процентов из них уже перечислено в бюджет, остальная часть — в работе. Надо отметить, что взыскание по этим административным статьям продолжается два года, если кто-то и в этот срок не выплачивает, проводим мероприятия совместно со службой судебных приставов.

Борьба с уличной торговлей -всегда некий общественный договор. Органы власти не могут вести ее в одиночку. У всех должно быть понимание того, что если хотим жить в комфортной городской среде, то должны создать для этого условия. И поэтому лучше отказаться раз и навсегда от серого трафика уличной торговли. Она небезопасна как в санитарном плане, так и в экономическом.

Мы проанализировали практику борьбы с уличной торговлей в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске. В такой тесной связке с органами полиции и Роспотребнадзором, как у нас, пока ни у кого не получается работать. И такого объема изымаемой продукции ни у кого нет. Прочитав наши посты в Инстаграме, нам звонили из Башкирии и Дагестана. И удивлялись, как это у нас так получается? Никакого особого ноу-хау в этом нет, мы просто исполняем требования федерального законодательства, но смогли эффективно организовать взаимодействие структур.

В этом году удалось справиться и с предпринимателями, которые игнорировали запрет на применение дизельных генераторов, внесенный в правила благоустройства.

— Жители домов на улице Республики, напротив набережной, давно жаловались на шум генераторов. Теперь генераторов нет. Комплекс мероприятий, связанных с организацией парковочного пространства, установкой видеонаблюдения, а также применение штрафных санкций, совершенствование механизмов уведомления, увеличение количества проводимых мероприятий совместно с УМВД и Роспотребнадзором, дали хороший эффект. Нельзя сказать, что сработало что-то одно. Скорее, все вместе.

В этом году закрыли на реконструкцию дом быта «Сибирь». Вернутся ли туда предприниматели? Как в условиях ограничений чувствует себя служба быта?

— Сфера бытовых услуг в торгово-бытовом центре «Сибирь» сохранится, новый собственник после капитального ремонта здания и переоснащения откроет обновленную галерею бытовых услуг. Ни предприниматели, ни потребители не пострадают.

Сфера бытовых услуг в городе устойчиво развивается. Количество объектов ежегодно увеличивается, постоянно пополняется реестр таких предпринимателей. Этот прирост естественный и вполне объяснимый: растет население, а с ним и спрос на бытовые услуги. И никому уже не надо бежать на другой конец города, чтобы сделать стрижку, отремонтировать часы или подклеить ботинки.

В этом году работало необычно много летних кафе или мне показалось?

— Когда ограничили доступ посетителей в помещения кафе и ресторанов, то рестораторы на ходу перестроились и создали летние площадки. Не верилось, что в 2021 году сможем открыть сотню кафе. Но таки нет, открыли. Из них семьдесят подали заявки на городской конкурс на лучшее летнее кафе, который проводили впервые. Eще тридцать летних кафе открылись сами по себе, участвовать в соревновании не стали. Лучших выбирали как по внешнему оформлению, так и по креативности предложенной концепции. Так возникли, например, такие номинации, как «лучшее место для встреч», «лучшее место для свиданий» или «лучшее кафе на крыше». Победителей определяли и интернет-голосованием. В начале декабря подведем итоги и наградим победителей.

Бизнес в этом году активно использовал и такой красивый слоган, как «Город, где начинается путь». Я уверена, что мы идем по верному пути.

Вы можете позволить себе помечтать? Например: вот если бы в сфере торговли.

— Мы не романтики, мы не мечтаем, а работаем. Но если говорить о высоком, то хотелось бы только одного: чтобы как можно скорее мы достигли коллективного иммунитета, чтобы сократилось количество больных, чтобы все осознали ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом. Чтобы можно было уже снять ограничения. Чтобы можно было, как раньше, занять сто процентов посадочных мест в кафе, ресторане, зрительном зале. Чтобы мамы с колясками ходили по торговым центрам, назначались свидания у фонтанов, звучала музыка на ночных вечеринках, на поздние сеансы кинофильмов не хватало билетов, с бабушками и дедушками можно было бы ходить везде, не подвергая их опасности заразиться… Простая мечта. Но чтобы она стала реальностью, надо поработать и подумать всем вместе. Уверена, что рано или поздно все вернется на круги своя. Но все-таки хочется, чтобы пораньше.

***
фото: Бизнес адаптировался к ограничениям;Елена Еремина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта