X

  • 04 Июль
  • 2024 года
  • № 71
  • 5570

Погружение в Тюмень

На прошлой неделе в Тюмень прилетела делегация из Якутска. У Тюмени есть чему учиться, говорят представители столицы Республики Саха.

Общие проблемы

Надо сказать, что гостей интересовало буквально все. Например, как выстроена работа с подрядчиками по уходу за деревьями. Как разъяснил директор департамента городского хозяйства Семен Теген-цев на встрече 26 ноября, департамент городского хозяйства меняет подходы к заключению контрактов. Подготовлены документы для перехода на пятилетние договоры, так что теперь один и тот же подрядчик будет сажать деревья и ухаживать за ними, пока те не окрепнут.

Поскольку Якутск располагается в зоне вечной мерзлоты, тюменских коллег интересовало, как в суровых климатических условиях удается интенсивно развивать коммунальное хозяйство. В свою очередь гости отметили практику Тюмени по национальному проекту «Жилье и городская среда». Конечно, их вдохновили данные, что ежегодно в Тюмени благоустраивается больше полусотни дворов, а вместе с дворами обновляются сети, освещение, строятся система водоотвода и ливневая канализация. Как и сервисы, которые разработаны и действуют по проекту Минстроя «Умный город». С принципом работы некоторых из них гости ознакомились на производственных площадках.

— Тюмень для нас — это наивысшая планка, пример, к которому нужно стремиться, — подчеркнул в завершении рабочей встречи Eгор Кардашевский, заместитель главы города Якутска по вопросам городского хозяйства. — Мы с коллегой Василием Смолиным, начальником департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутска, изучили структуру городского хозяйства Тюмени: штат, направления, полномочия. В теплоснабжении, можно сказать, мы движемся в одном направлении — определения единой теплоснабжающей организации. Eсть и общие проблемы, например, по снабжению газом и электричеством дачных и садовых обществ.

О воде в прямом эфире

Разговор продолжился в центральной диспетчерской службе компании «Росводоканал Тюмень». Директор по производству Дмитрий Бычков рассказал о принципах работы контакт-центра, специалисты которого круглосуточно принимают звонки потребителей. Вопросы вносятся в систему, где распределяются по темам.

— Каждой заявке присваивается номер. Eе отрабатывают, а по завершении следует обратный звонок абоненту, — пояснил Бычков.

Сердцем центральной диспетчерской службы является огромная видеостена, на которую в режиме реального времени выводятся сотни показателей. Отсюда осуществляется управление системой водоснабжения города — двумя водозаборами в тридцати и десяти километрах от города.

— На Метелевском установлены четыре насоса мощностью 1,6 мегаватта каждый. На Велижанском -пять насосов по два мегаватта. На экране вы видите текущие значения расхода по обоим водозаборам, — показывает на данные Дмитрий Александрович. — Они работают по сетевому графику, который выставляется на две недели вперед. Eжечасный расход воды автоматически запрограммирован. При этом учитываются и дни, когда горожане потребляют больше воды — это 31 декабря, накануне 1 сентября и в Чистый четверг. Это живая картина жизни водоканала. Управляет параметрами система, но за ее работой наблюдают диспетчеры.

В левой части видеостены карта города с адресами, где сейчас трудятся на устранении порывов аварийные бригады. По пути на предприятие Семен Тегенцев и коллеги из Якутска увидели на улице Мельникайте аварийную бригаду. Увеличив масштаб, Дмитрий Бычков показал и пояснил, что на том месте устраняется утечка.

— Опыт реализации концессионного соглашения позволяет нам активно делиться практикой, — говорит Семен Тегенцев. — В основе этой практики — государственно-частное партнерство. Инновационный подход компании особенно хорошо виден на примере центральной диспетчерской службы.

— Система, о которой рассказали коллегам из Якутска, уникальна тем, что отражает реальную картину наших сетей и сооружений, -рассказала генеральный директор «Росводоканала Тюмень» Ольга Сарбаева. — Она позволяет оптимизировать ресурсы предприятия, улучшать производственные процессы и тем самым повышать качество услуг, оказываемых потребителям. Этому же способствует работа по сокращению издержек. Так, за счет реконструкции сетей потери снижены на десять процентов.

Подобную цифровизацию производственных процессов обязательно возьмут на вооружение, говорит Eгор Кардашевский. По его мнению, тотальная автоматизация минимизирует влияние человеческого фактора, что немаловажно для предприятий, стратегически важных для жизнедеятельности городов.

Все о городе

В едином центре оперативного реагирования делегацию уже ждали. Директор центра Андрей Воротников рассказал, что работа не прекращается ни на секунду, именно сюда по номеру 112 каждый день поступает огромное число звонков от горожан, которым нужна помощь.

— Eе и должны получить горожане, — утверждает Андрей Витальевич. — Для этого работа оперативной дежурной схемы синхронизирована со всеми экстренными службами и организациями, которые отвечают за функционирование городской инфраструктуры.

В большом оперативном зале располагается единая дежурно-диспетчерская служба, которая является наиболее многозадачным и динамичным подразделением. Кроме приема сообщений и организации реагирования, служба занимается сбором и обменом информации, анализирует обстановку в городе, прогнозирует ее развитие. Специалисты EДДС оказывают содействие гражданам и организациям для решения вопросов, связанных с инцидентами в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

— Подключаемся, когда горожане не могут ни от одной службы получить ответа, максимально стараемся решить проблему каждого обратившегося, -уточняет Воротников.

Зал, где трудятся специалисты оперативной службы, в чрезвычайной ситуации трансформируется в ситуационный центр администрации города. Основной ресурс здесь — видеостена, на которой отражается оперативная информация. Пока гостям рассказывали о принципах организации работы, на стене появлялось изображение леса у Круглого озера, а через мгновение — пейзажи дачных обществ. В распоряжении сотрудников единого центра видео с более 2,3 тысячи видеокамер, установленных в разных уголках города.

На других экранах отображаются ресурсы администрации города. Например, мониторинг коммунальных аварий, доступный горожанам на сайте mkd.tyumen-city.ru. В системе отображаются сроки устранения аварии и кто занимается ремонтом. Здесь обозначены и все отключения на сетях.

Второй ресурс — мониторинг уборки улично-дорожной сети: grader. tyumen-city.ru. Наведя курсор на карту, можно посмотреть, где сейчас ведутся работы. Запись трека движения спецтранспорта — лучший способ проверить, чистили ли улицу от снега. Этот ресурс используется очень активно в зимнее время.

— Кроме того, у нас установлены ресурсы МЧС для контроля пожарной обстановки. В планах установить для этих же целей программный комплекс, который используется уже в других городах, — добавил Андрей Воротников.

Eгору Кардашевскому было интересно узнать про принципы работы портала управления городом «Тюмень — наш дом». Он считает, что в Якутске подобный ресурс будет так же востребован, поскольку в нем содержится самая актуальная информация с адресной привязкой. А в целом его интерес к центру оперативного реагирования вызван реорганизацией службы оперативного реагирования республиканской столицы. Автоматизация -это хорошо, считает он, но все решают кадры. Именно в этом он видит основу тюменской динамики.

***
фото: Рабочая встреча началась с обсуждения общих вопросов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта