X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Очень старая история

Айзек Азимов. Путеводитель по библии. Центрполиграф, 2016.

История первого преступления против человека и человечности достаточно изложена и в Библии, и в Торе. Различаясь в деталях, она в главном соглашается: есть преступление — последует и наказание. Между тем как многие канонические тексты: и книга «Берешит» в Торе, и первая книга Моисеева «Бытие», и в Коране, где сыновей Адама зовут Кабиль и Хабиль, все источники в своих текстах очень сжаты. Точь-в-точь как писал поэт Некрасов в стихотворении «Подражание Шиллеру»: «…чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Вместе с тем, как показали мои опросы, большинство сограждан усвоили из многовековой мудрости всего три слова: Каин, Авель, убил… За что, почему и что было после? Возможно, по такой же причине известный американский писатель-фантаст (сто лет назад родившийся в Одессе) и взялся за создание бедекера по священной книге?

Последуем его примеру и с помощью четырех упомянутых выше источников, за неимением полицейских протоколов, погрузимся в отчеты о первом в истории уголовном преступлении — кровавом братоубийстве. И попробуем пересказать его как можно ближе к тексту, но уже языком XXI века.

Итак, «Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец». Поскольку ни в одном из источников нет подробностей о первом пахаре, представим себе, как было создано это первое поле? Как обычно — выбирается участок первобытного леса, сводятся дерева, сжигаются порубочные остатки. Затем (плуг еще не изобретен) здоровенной корягой (в поте лица своего) Каин вспахивает этот участок и засевает его. (О семенах упоминается в предыдущих главах.) А собрав урожай, с чувством исполненного долга несет плоды своего труда в жертву создателю всего сущего.

Представляете: первый земледелец на свете наблюдает, что его брат, как и в прошлые разы, возлагает на жертвенник тучного (так в тексте!) барана. Вы чувствуете его гордость, говоря по-нашему? Но на языке того времени это называлось иначе. Правильно -гордыня… И естественно, создатель, от которого ничего не скроется, принимает дар… Авеля. Каин «сильно огорчился, и поникло лице его» (так в тексте).

Надо полагать, что позавидовал он брату своему, а призыв создателя взять себя в руки не дошел до сердца Каина. И когда братья оказались в поле (возможно, в том самом, где Каин вырастил свой первый урожай), Каин убивает брата. И вместо того, чтобы покаяться, грубо отвечает создателю: разве я сторож брату своему?

Какая жестокая логика в этой истории. Три ступеньки — гордыня, зависть, убийство — и вот преступление. И вот наказание: изгнание и метка на преступнике. Но в то же время непонятная милость: никто встречный не смеет наказать преступника. Ибо будет «всемеро наказан».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта