X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На земле сижу, далеко гляжу

Увлечение беспилотниками у Дениса Eршова началось на четвертом курсе ТюмГАСУ (с апреля 2016 года — строительный институт ТИУ).

Как многие студенты, он иногда прилежно, иногда не очень ходил на лекции. На одной из них преподаватель по геоинформационным системам объявил, что несколько ближайших занятий посвятит теме беспилотных летательных аппаратов.

— Тогда у меня было весьма смутное представление, что такое геоинформационные системы, — рассказывает Денис. — Знал, что эта технология используется, например, при работе приложения 2GIS или при сшивании кадастровых карт. Полез в интернет, прошарил кучу сайтов. Было жутко интересно! И чем дальше, тем больше. А через некоторое время уже и не сомневался, что эта тема для меня не закончится, когда завершится лекционный курс.

Кстати, прообразами современных беспилотных летательных аппаратов считают изобретения середины XIX века. Пальму первенства отдают известному физику и изобретателю Николе Тесле, который сконструировал радиоуправляемый кораблик. Eго идею взял на вооружение военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг, который предложил создать летательный аппарат, управляемый не человеком, а часовым механизмом. Но по-настоящему прорывным для беспилотников стал 1933 год, когда инженеры Великобритании разработали первый радиоуправляемый беспилотный летательный аппарат многократного использования, получивший название Queen Bee.

Были попытки создать беспилотники и в СССР, над ними работал авиаконструктор Василий Никитин, но его идеи остались на бумаге. После освоения военных сфер беспилотные технологии с 2000-х стали применять и в гражданской.

— Многие карты, которые раньше рисовали и составляли вручную, сейчас переехали в цифровой формат, — рассказывает Денис. — Конечно, классическим технологиям в вузе тоже обучают, азы дают на курсе фотогеометрии. Но по нынешним меркам выглядит смешно, когда двести фотографий булавочками скрепляют, чтобы получить единое изображение. Так что если вдруг откажут все дроны, то мир не рухнет, но старые технологии проигрывают новым. Как минимум в скорости и оперативности обновления.

Тему дипломной работы Денис выбрал нетиповую — на стыке классической геодезии и беспилотных технологий. Но тогда он еще не был уверен, что это станет его специальностью. Но однажды на hh.ru нашел объявление о вакансии оператора БВС. Отправил заявку, ее сразу одобрили. Везение? Он считает, что пятьдесят на пятьдесят. Хотя, может, все-таки везения было больше, поскольку его направили не куда-нибудь, а в Ижевск — в концерн «Калашников». Для начала на обучение.

— Группа собралась человек пятнадцать из разных городов страны, -рассказывает Денис. — Первые две недели мы изучали теорию, а потом, как в автошколах, пришла пора закреплять изученное на практике. Вначале занимались на симуляторах, отрабатывали тактильные навыки на тренажерах, привыкали к тому, как должен звучать мотор, чтобы определять неисправности на слух. Затем нас разбили на две группы и командировали на полигон — отрабатывать запуск и посадку. У нас дрожали руки и коленки. Но потом я понял, что главное — не впадать в ступор, лучше воспринимать это как игру, радоваться, а не напрягаться. Так быстрее переборешь страх. Последний этап обучения — экзамен. Инструктор каждому давал свое задание. Мне, например, надо было, облетев с беспилотником участок леса, найти точку, где охотники подкармливали кабанов. Удалось животных даже посчитать, их было пять.

После окончания обучения курсантов распределили на объекты. Дениса отправили в поселок Пойковский на мониторинг нефтегазового куста. За год работы ничего катастрофического на его участке не случилось, но разливы нефти на удаленных трубопроводах выявлял не раз.

— Вообще-то я домосед, — признается Денис. — От поездок, от работы вахтами устаю, поэтому вернулся в Тюмень, хотелось сменить обстановку, попробовать новую сферу. Устроился в авиаотряд Госохотдепартамента. Но теперь снова хочется выйти из зоны комфорта. Например, изучить лазерное сканирование местности с помощью беспилотников. Eго использовать еще не приходилось. Это тоже интересное направление. В ближайшем будущем сфер применения беспилотников станет значительно больше.

***
фото: Денис Ершов за монитором обрабатывает информацию которую передает беспилотник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта