Изменения будут незаметными
Союз автошкол России и экспертный центр «Движение без опасности» разработали программу обучения в автошколах на категорию B.
Программа подразумевает модульное обучение, где теоретические занятия делятся на пять блоков: правила дорожного движения, «основы законодательства в сфере дорожного движения», «психофизиологические основы деятельности водителя», «культура вождения и этика водителей» и «устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории B как объектов управления». После каждого модуля учащиеся должны сдать экзамен.
Андрей Степанов, методист рабочей группы по созданию новой программы, эксперт группы учебно-методического обеспечения департамента профессионального обучения ДОСААФ России, в интервью «Известиям» сказал, что в случае неудачи ученик отправится на пересдачу. Чтобы подготовиться, придется отдельно оплатить дополнительные часы педагогу.
«Мы предлагаем ввести тесты на чтение дороги. Это серия коротких видеороликов, в которых представлены ситуации, с которыми может столкнуться водитель транспортного средства. Их надо будет ежедневно просматривать под контролем преподавателя и запоминать, как действовать в том или ином случае. Также автошколы научат, как оформить мелкое ДТП без сотрудника ГИБДД и как проявить уважение к другим водителям, — сказал Андрей Степанов. — Программа обучения водителей в автошколах не обновлялась более пятидесяти лет. А это совершенно неправильно. Кроме того, сейчас автошколы не учитывают психологическую подготовку будущего водителя».
1 декабря проект новой образовательной программы для автошкол был направлен в Минпросвещения РФ.
Eвгения Веселова, преподаватель ПДД в автошколе «Центр лидер», к изменениям в программе готова:
— Мы изучаем билеты по тематическим блокам: общее положение, знаки, разметка, светофоры и регулировщик, маневрирование, остановка и стоянка, медицина, технические неисправности. После каждого блока закрепляем знания контрольными задачами, — говорит Eвгения Анатольевна. — Ученик должен понимать ПДД, а не заучивать по картинкам. Eсли нет понимания, то это сразу провал.
У каждого педагога есть свои принципы обучения: кто-то просто читает лекцию, кто-то рисует на доске и приводит яркие примеры. Eвгения Веселова уже давно использует видеоролики.
— После просмотра мы с учениками задаем друг другу вопросы, беседуем, думаем. На лекциях никто не спит — все заинтересованы в успешном обучении. Тем более все знают, что без внутреннего экзамена до государственного автошкола не допустит. Педагог дает добро только тогда, когда уверен в знаниях учащегося.
В автошколах уже давно рассказывают и о психофизиологических основах вождения. Инструкторы на практических занятиях определяют пригодность к управлению автомобилем, скорость реакции и способности к оперативному мышлению.
Инструктор Александр Ларионов часто сталкивается с волнением будущих водителей.
— Неважно, кто за рулем, девушка или юноша, у всех трясутся руки и ноги, дрожат губы. Они не слышат задания, не понимают, что происходит на дороге. Начитаются страшилок в интернете, что инструкторы орут, а инспекторы валят на экзамене. Никто не кричит, никого не валят. На экзаменах задают то, что ты знаешь. Главное — показать уверенность движения в потоке. И ответить за свою и чужую безопасность. Так мы и успокаиваем учеников, психологически готовим участников движения.
Eвгения Веселова и Александр Ларионов считают, что обновленная программа облегчит обучение, сделает его более систематизированным, интересным и полезным.