Легурировшик, елараш, мокровка
То, что детей нужно учить говорить, — очевидно. Но многие забывают, что важно научить ребенка слышать.
И речь идет не о понимании смысла слов, а о фонематическом слухе — способности человека к анализу и синтезу звуков и их сочетаний. Вы, полагаю, слышали, как многие дети коверкают слова, говоря «иргушка» вместо «игрушка» или «павороз» вместо «паровоз». Это умиляет, но при этом сигнализирует, что у ребенка может быть нарушен фонематический слух.
— Примерно в 4-5 лет у малышей активнее всего развивается фонематический слух. И важно понять, что проблема здесь не в том, что ребенок еще плохо говорит, ведь к этому возрасту эта проблема уже должна сходить на нет. Скорее всего, ваше чадо так и слышит эти слова, — рассказывает Кристина Кармачева, логопед-дефектолог центра «Радуга». -Звуковой сигнал подается в первичную, потом во вторичную зону слуховой коры головного мозга. Там он распознается и преобразуется в нейронный код. После чего сигнал проходит в речедвигательный центр коры и подается на артикуляционный аппарат. И если изначально звук был воспринят с нарушением, то он так передается и дальше. В итоге ребенок неправильно произносит слово. Большие сложности вызывают у ребятишек различие звуков, похожих по звучанию, например, «м» и «н». Также проблемы часто бывают с шипящими, которые смешиваются в кучу, отсюда у нас и «хапка» вместо «шапка» и «чука» вместо «щука». А порою детки вовсе меняют звуки местами. Все это и говорит о проблемах с фонематическим слухом. И, к сожалению, таких деток у нас с каждым годом становится только больше.
По мнению логопеда, больше их становится, потому что дети чаще слышат речь из планшета или телевизора, нежели от мамы и папы. А люди на экране часто говорят быстро и сбивчиво, поэтому ребенок и не может уловить различий между звуками, а порою вовсе не чувствует в этом необходимости. Тогда как взрослый, например, может несколько раз четко произнести для ребенка слово, чтобы он усвоил каждый звук, их последовательность и мог их воспроизводить.
Особое внимание стоит уделить тому, как ребенок произносит парные согласные, особенно в середине слова. Например, слово «горбун» он может произносить как «горпун», что не всегда можно заметить. Но позже такая проблема может вылиться в то, что ребенок не сможет правильно писать под диктовку, ведь многие звуки он попросту не сможет различить.
— Поэтому очень важно заниматься со своим малышом, чтобы потом не пришлось идти к специалисту. Ведь во взрослом возрасте на устранение этой проблемы может уйти от трех месяцев до года, — говорит логопед-дефектолог. -Причем нет ничего сложного в том, чтобы уберечь ребенка от такой проблемы в будущем, просто чаще играйте с ним в речевые игры и старайтесь делать это максимально увлекательно.
Можно сыграть с малышом в «эхо». Сначала вы говорите какое-нибудь слово, а потом ребенок его повторяет, после чего вы меняетесь ролями. Главное, произносить слова четко и следить за тем, чтобы ваше чадо правильно их воспроизводило. Eсли ребенку это дается легко, то можно переходить к более сложным играм вроде «путаницы». В интернете можно найти много речевок, где допущены ошибки, и предложить их исправить, например, во фразе: «русская красавица своей козою славится».
Кармачева говорит, что проблему фонематического слуха начали изучать сравнительно недавно, и специалисты активно работают над способами диагностики и коррекции. Так, в прошлом году студентка ТюмГУ Анна Скоробогатова, обучающаяся на направлении «логопедия», под руководством кандидата психологических наук Алены Спириной написала дипломную работу о формировании фонематического слуха у детей с дизартрией (затруднение при произношении звуков). Она пришла к выводу, что два нарушения накладываются друг на друга, то каждое приходится устранять отдельно, причем на это может уйти несколько лет.