Полезно обратиться к корням
Документальные фильмы Юрия Дудя набирают десятки миллионов просмотров в YouTube. То, что такое кино интересно русскоговорящему зрителю, не вызывает сомнений. А Тюмени особенно повезло — нам есть где посмотреть лучшие фильмы этого жанра.
11 декабря завершился трехдневный фестиваль документального кино «Кинза». Три дня фильмы показывали в ТГИКе, в городских и сельских библиотеках. Вместе с авторами фильмов зрители получили возможность проехать по всей России и понять о ней (а значит, о себе) немного больше.
Кто мы, откуда, куда мы идем?
«Мазки на картине жизни», режиссер Eлена Шумилина, 2019.
Фильм рассказывает о заслуженном художнике Хабаровского края, члене Союза художников России Алексее Авдееве. Он организовал бесплатные выездные мастер-классы для жителей отдаленных таежных сел и поселков.
Фильм наполнен видами Хабаровского края: оператор снимает то из машины (художник постоянно куда-то едет), то с дрона, то просто запечатлевает любопытные природные детали. И это не случайно, ведь природа, по мнению художника, сильнейшим образом влияет на нас и в некоторой степени определяет наш характер.
— На Дальнем Востоке каждая деревушка отличается от другой, -рассказывает Авдеев по дороге в очередную деревню. — Даже люди отличаются. На все природа накладывает свой отпечаток.
На Дальнем Востоке основную часть России называют Западом. И мы, те, что на Западе, по мнению художника, конечно, очень отличаемся от тех, что живут на Востоке.
— На Западе люди угрюмые, а у нас улыбчивые, — рассказывает Авдеев детям на мастер-классе. — Вот гулял я на Западе. Там церковь разрушенная. У нас бы уже давно восстановили, конечно, а у них… И вот из дырки в проломанном заборе высовывается голова. И улыбается мне. Я даже удивляюсь — обычно тут никто не улыбается. Мужчина, чья голова высунулась, дорогу спросил, а потом уточнил: «А вы откуда?» Я говорю: «Из Хабаровска». А он радостно: «А я из Биробиджана».
Алексей Авдеев считает, что мы, западные люди, такие кислые, потому что у нас солнца мало. Не то что на Дальнем Востоке. От дефицита солнечного света наш характер не спасают даже деньги.
— Жена иногда говорит, мол, давай переедем на Запад, поживем хорошо, — говорит Авдеев. — А я не знаю, что мне там делать. Буду как бревно. Вы знаете, жизнь как река. Можно смотреть на нее со стороны, а можно нырнуть в течение. Но если нырнул, то ты как бревно без корней мотаешься, куда занесет. А если остался на берегу, то будешь питаться из этой реки корнями, расти, оставишь что-то для будущего.
Художник считает, что всем нам важно понять, кто мы и откуда, тогда мы сможем догадаться и зачем появились на свет. А чтобы понять, кто мы, нужно изучить свой родной край, то есть обратиться к корням.
А еще Авдеев предлагает нам прожить яркую жизнь. Для этого каждый день нужно наносить какие-то яркие мазки. Ведь жизнь -это тоже картина и пишется она прямо сейчас.
В России надо жить долго и желательно хорошо
«Партизан Василь», режиссер Андрей Титов, 2019.
Рассказ о Василии Григорьевиче Безвершуке начинается со встречи с ним на улице. Удивительно подвижный, как в физическом, так и в эмоциональном плане, Василий Григорьевич приводит в замешательство авторов фильма — никто не может поверить, что ему 90 лет.
Безвершук даже с тростью управляется весьма элегантно, на нем хорошо сидит костюм, а глаза спрятаны под очками (весьма стильными, стоит отметить) с желтоватыми стеклами. Он много шутит. Не прекращает сыпать остротами, даже когда рассказывает, как попал в плен и оказался на волоске от смерти…
Мальчишку в украинской оккупированной деревне отец отправил в огород выкопать несколько картофелин. С задачей тот справился, но попутно заметил в земле две цветные «веревочки» — зеленую и синюю. Подумал: «Хорошая вещь, в хозяйстве пригодится!» Намотал на руку сколько смог и рубанул лопатой, чтобы оторвать. Это были провода, проложенные нацистами от одной боевой позиции к другой. Нацисты стали искать обрыв и нашли мальчишку, который его устроил. Василий Григорьевич признается, ему очень повезло, что не расстреляли на месте. Солдаты расправлялись с мирными местными и за меньшие «ошибки». Но через деревню вели колонну пленных, мальчишку было решено запихать в нее.
Повезло Василию и дальше, его отправили на работы в Чехию, где его и еще нескольких мальчишек сумели освободить местные партизаны. Безвершук участвовал в вылазках, из одной вернулся чудом — немецкие солдаты обнаружили партизан и расстреляли всех. Безвершуку выстрелили в голову. Тех, кто мог остаться жив, добивали, но Василий успел прикрыться рукой. Пуля прошла мимо головы, но крови из простреленной руки, закрывавшей голову, было так много, что убийца подумал — Василий мертв. А тот не издал ни звука, хотя боль была невыносимой.
Авторы фильма отправились на поиски доказательств, что все эти невероятные истории были на самом деле. И нашли свидетельства, газетные статьи, фотографии. В живых из «Четвертого прапора» (так назывался партизанский отряд) на момент съемок оставались только двое. Сам Василий Григорьевич и его друг из Чехии. Они переписываются, шлют друг другу подарки. Над кроватью у Василия Безвершука висит коллаж из фотографий.
Их как раз сделал его чешский приятель, пролетев на арендованном вертолете над всеми памятными местами.
— Я их и развесил, — говорит Безвершук, кивая на фото. — Будто бы продолжаю жить там…
До самых последних кадров кажется, будто война не оставила отпечатка на Василии Григорьевиче. Будто можно выйти невредимым из самого ада и прожить после него счастливую жизнь.
В конце авторы фильма показывают ему запись. На ней сначала поля и леса («Чехословакия!» — радостно узнает местность Василий Безвершук). Затем авторы пришли в гости в дом единственного выжившего друга партизана. Тот показывает, какие Василий Григорьевич прислал подарки из Eкатеринбурга, тоже вспоминает истории из прошлого…А потом спрашивает:
— Вы покажете это Василю?
На положительный ответ сильно постаревший бывший партизан кивает:
— Хорошо, это хорошо. Только бы успеть.
Странно видеть, как веселый, бодрящийся Василий Григорьевич, будто сильно постарел всего за десять минут просмотра видео из Чехии. В его глазах появились слезы и глубокая печаль.
— Что же ты, приятель, приготовился умереть? — шепчет он.
.Василий Григорьевич умер в возрасте 92 лет, в конце сентября этого года. Но в январе 2020-го он увидел премьеру фильма в Eкатеринбурге. Авторы успели. А фильм стоит посмотреть ради того, чтобы зарядиться желанием жить. И не просто так жить, а счастливо, несмотря ни на что.
Фильмы-созерцания
Ряд кинофильмов «Кинзы» обошелся даже почти без закадрового голоса. Документалисты просто снимали то, что видели и как именно видели.
Eкатеринбуржец Андрей Титов снимает документальные фильмы-сказки про озера. Каждое из них оказывается полно историй.
Даниил Лепешин из Москвы снимает Орский Иверский женский монастырь. Долгое время он не знает, о чем будет сюжет, но в итоге картина складывается. Это фильм, сложенный из разных кусочков будней монастыря, полностью погружает нас в особенную атмосферу жизни в этом месте.
Так, кусочки России сохранены в каждом фильме фестиваля. И прав художник Алексей Авдеев -все мы действительно очень разные. И это прекрасно.
***
фото: Кадр из фильма «Мазки на картине жизни»;Кадры из фильма «Партизан Василь».