Произошел сетевой поэтический взрыв
Что такое поэзия? Можно считать сетевую непрофессиональную поэзию народным творчеством? Как опубликовать стихи в поэтическом журнале? И не погибнет ли хорошая поэзия в эпоху интернета? Об этом мы поговорили с Николаем Чижовым, старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ.
— Поэзия — это литературный эмоционально-рефлексивный род, то есть особый тип художественного высказывания, который направлен на выражение эмоционального авторского взгляда на мир в рефлексивной форме, — говорит Николай Сергеевич.
— Кажется, в современном мире только ленивый не пишет стихов, не публикует их в интернете и не называет себя поэтом. Ни о каком образовании речи, конечно, не идет. Можно ли считать сетевую непрофессиональную поэзию народным творчеством?
— Думаю, да, потому что это и есть народное творчество. Правда, большинство сетевых авторов находятся в подростковом возрасте. Они пытаются свои мысли и переживания изложить в стихотворной форме. Иными словами, поэзия — это индивидуальная арт-терапия. Уверен, каждый человек проходил эту стадию. В этом и заключается особенность поэтического высказывания, потому что идет установка на эмоционально-рефлексивное воспроизведение своих переживаний, отслаивание мира и характерное становление человека. Автор, занимающийся непрофессиональной поэзией, обращается к традиционной форме и стандартному набору тем.
— Что такое профессиональная поэзия?
— Это диалог с культурой. Профессиональная поэзия предполагает, что человек хочет стать мастером художественного слова. Он работает с культурной традицией и знает поэтов, работающих до него. Он наблюдает, что происходит в поэтической сфере в настоящее время, взаимодействует с авторами. Вот это и отличает профессионального поэта от непрофессионального. Казалось бы, тоже присутствует эмоционально-рефлексивное восприятие действительности, но его переживания становятся пактом культуры. А все потому, что автор получает объем знаний. Всю сетевую любительскую поэзию нельзя назвать пактом культуры.
— А если любитель захочет стать профессионалом?
— Тогда ему нужно узнать, есть талант или нет, потому что писать в рифму могут все. Затем вступить в литературное объединение и осваивать культурное пространство. Непрофессиональная поэзия -это тоже здорово! У человека есть свободное время на творчество и публикации работ на разных сайтах. Он коммуницирует с читателями, находит друзей по интересам. Важно отдавать себе отчет, что они непрофессиональные поэты. И уже с этим понимаем создавать модель творческого поведения.
— Вы читали что-то из сетевой непрофессиональной поэзии?
— Да, я читаю на сайте stihi.ru. Авторы не уходят от традиционной формы: строфика, которая характерна для поэзии XIX века и советской поэзии. Традиционная рифма, классический ритм и стандартный набор тем о любви, страдании, родине и природе. Чтобы что-то новое сделать в поэзии, нужно знать, что уже сделали до тебя, и продолжать культурную традицию.
Встречаются авторы, подражающие Сергею Eсенину, Николаю Рубцову и Иосифу Бродскому. Каждый художник, как принято считать, в момент формирования собственного творческого пути проходит этап подражания. То же самое и делают авторы: смотрят, какие поэты ему нравятся, подражают и обретают свой язык. Чтобы обрести язык, должно пройти время. Сколько? Все зависит от таланта.
— Николай Сергеевич, а вы пишете стихи?
— Да, они были опубликованы в наших региональных поэтических изданиях. Почти десять лет назад публиковался на сайте stihi.ru, по-моему, даже не под своим именем.
Чтобы опубликоваться в поэтическом издании, важно владеть профессиональном уровнем мастерства. До публикации стихи проходят жесткий отбор: критиками-редакторами оценивается мастерство, какие используются размеры, метрика, ритмика и строчка. Редакторы быстро видят: стих перед ними или нет. Вообще все зависит от направления журналов.
— Кто читает поэтические журналы?
— К сожалению, их читают только профессионалы: поэты и литературные критики. Может, любители поэзии. А в XX веке у поэтических журналов был большой тираж, их читали все: от интеллигенции до простого рабочего. В поэзии работали механизмы пропаганды.
— Студенты изучают сетевую непрофессиональную поэзию в рамках какого-нибудь курса? Пишут ли дипломные работы на эту тему?
— У журналистов есть курс «История теории литературы», на одном из занятий мы изучаем сетевую литературу. В разделе сетевой поэзии читаем стишки-пирожки, разбираем их на ошибки.
— Как вы думаете, хорошая поэзия умирает?
— Нет, у нас произошел поэтический взрыв, хороших поэтов очень много. Думаю, это связано с появлением интернета. У поэтов есть возможность читать других авторов и контактировать с ними, есть проекты поддержки писателей России. Потеряется ли профессиональный автор среди непрофессиональных в сети? Нет, настоящий поэт никогда не потеряется, он пробьется, возможностей много.