X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Жизнь в другом Комарово

Улица Воеводы Барятинского, что находится в так называемом старом Комарово, совсем маленькая. Всего-то 560метров. Почерневшие от времени деревянные дома по обеим сторонам дороги манят и обещают много необычных историй.

Здесь, в отличие от типовых кирпичных коттеджей, совсем иное ощущение. Хотя чего уж говорить, то и дело взгляд цепляет приметы динамичной городской жизни — у домов, которые построены на старых земельных наделах, стоят по нескольку машин. С остановки школьный автобус собирает зевающих детей. Один за другим многотонные грузовики подвозят материалы к разворачивающейся за Комарово гигантской стройке.

На крыльце дома с резными наличниками хозяин вешает гирлянду. Она идет в дополнение к пластиковой открытке с красноносым снеговиком, которая уже водружена на козырек.

— Ставни делал мой друг, — рассказывает Иван Михайлович. — Так-то уже пора бы и подновить их, но пока не до того.

Он с женой и детьми переехал в Тюмень из Красноярского края. Говорит, что климат здесь более подходящий для пожилого человека. Да и жена-тюменка хотела вернуться на родину. Там, конечно, морозы такие же, как и здесь, но очень большая влажность из-за гидроэлектростанции. А ее переносить зимой с возрастом стало тяжело.

— Пожили в квартире и поняли, что не по душе коммунальная суета, — продолжает мой собеседник. -Свой дом сложнее содержать, но вышел в огород и душа радуется. Правда, силы уже не те, что раньше, поэтому все делаю не торопясь. Но зато сам.

Строительство, затеянное соседями, Иван Михайлович воспринимает как данность.

— Это же жизнь, а кто устоит против паровоза? Да и есть ли смысл? Но вместе с этим уходит деревня, какой раньше была Комарова. Вот повадились к нам из многоэтажек на пруд. Летом шум машин, музыка доносится с берега. Долетает гвалт через улицу и до нас. Раньше детвора возилась в воде, а теперь не рискуют — пляж оккупировали заезжие. После себя оставляют мусор, грязь. Плохой пример малышне.

Действительно, на льду вижу автопокрышку, в которой лежат потухшие угли. Рядом следы мангала. Да и, видно, обмелел за лето водоем: лед на самом дне.

Eсли проехать до конца, то дорога упирается в комаровское кладбище. Оно считается закрытым. Березы раскачиваются на ветру.

А обхватить стволы сосен, что растут меж могил, не хватит рук одного человека.

— Оно очень старое, — поясняет местная жительница Анна Константиновна. — Деревья никто не трогает, растут себе, никому не мешая. Но в старых оградах появляются новые могилы. А куда деваться, если жена хочет лежать в земле рядом с мужем? Это же последняя воля. Eе надо исполнить, а иначе что у нас остается? Там дальше по Червишевскому тракту другие кладбища, но их нам не видно, потому что березовая роща загораживает их. И хорошо, что не видно: как подумаешь, что они скоро будут размером с город, так дрожь берет. Быстрее бы построили крематорий. Сожгли и развеяли прах по ветру -не надо никакого воскрешения. В этой жизни столько всего пережила, что нет, увольте повторять все заново. Но это так, лирика. Деревня — это что? Дома, кладбище, сельпо и колодец. У нас все есть. Насколько я знаю, ну или это такая легенда, якобы название деревня получила от фамилии. Комаров был первопоселенцем. Он сюда сбежал из другой деревни. Речь идет о XVIII веке. Представляете, какая история! А подтверждений, домов или других построек, уже практически не осталось. Самый старый дом тот, что стоял еще до войны, лет пять назад снесли: его хозяева умерли, а дети продали участок. Вон там он находился.

Показывает в сторону за магазином, где теперь высится двухэтажный коттедж из желто-коричневого кирпича.

— Думаю, что по этой причине за три года район изменится, — вздыхая, говорит она. — В конце улицы Барятинского забивают сваи под жилой комплекс. Лес собираются сделать парком.

Действительно, сейчас горожан приглашают к обсуждению проекта, каким должен стать Комаровский парк. Он примыкает сразу к нескольким жилым комплексам Тюменской слободы. На портале «Я решаю» размещены картинки с описанием предложений, чем он будет наполнен. Площадь будущей зоны отдыха чуть больше 38 гектаров, поэтому найдется место и для пешеходных прогулок, и занятий спортом. Анне Константиновне такой вариант нравится: пару лет назад сама заинтересовалась скандинавской ходьбой, увлекла ею своих подруг:

— Eсли места хватит всем — и тем, кто как мы с палками, и тем, кто жить не может без велосипеда, да и деревня не пострадает, то я согласна.

Андрей Черепанов

***
фото: Дом с резными наличниками; в начале улицы Воеводы Барятинского;Крайние улицы упираются в кладбище Комаровское.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта