X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Дороги чистят по технологии

Из форсунок путепровода на перекрестке улиц Мельникайте и 30 лет Победы вырываются струи противогололедной смеси.

Форсунки являются частью умной системы, смонтированной на развязке в прошлом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». О том, как она работает и где у нее находится центр управления, журналистам рассказали и показали 17 декабря.

— Автоматизированная обработка противогололедным материалом предотвращает образование наледи и накатов на проезжей части путепровода и на съездах с него, — докладывает Артем Рещиков, начальник отдела текущего содержания МКУ «Тюменьгормост». — Работает система без участия человека. Она снабжена метеостанцией, которая прогнозирует изменение погоды с опережением на тридцать минут. Вверху, если присмотреться, можно увидеть столб с видеокамерой, где находятся и другие датчики. Они считывают скорость и порывы ветра, вероятность осадков, температуру воздуха. В проезжую часть вмонтированы дорожные датчики, которые определяют образование наледи. Исходя из поступающих данных, специализированное программное обеспечение принимает решение, обрабатывать ли проезжую часть, в каком объеме, сколько граммов жидкого противогололедного материала необходимо распределить, чтобы обеспечить сцепление шин с дорожным полотном. По всему путепроводу установлены форсунки, через них реагент распыляется на дорогу.

Раствор для обработки производится на Уральском заводе противогололедных материалов, имеет сертификаты качества и безопасности. По словам Рещикова, реагент «Бионод» эффективен до минус 25 градусов Цельсия. Для наших условий это оптимально. Система в тестовом режиме работает с прошлого года.

— Мы ее еще изучаем, приспосабливаемся к ней, — объясняет Артем Васильевич. — Она пришла к нам из Москвы. Консультируемся со столичными коллегами, они помогают адаптировать систему к нашим условиям. Главный результат, которого достигли, — на путепроводе и съездах с него нет наледи. Несомненным преимуществом является то, что система полностью автоматизирована, а значит, исключен труд человека. Стало ли дешевле обслуживание этого участка? Пока не могу сказать. Дело даже не в сумме, а в безопасности. Тот же дорожный рабочий не может находиться круглосуточно на каком-то конкретном участке дороги, чтобы обрабатывать дорогу реагентом или убрать с него снег, наледь. Это при интенсивном движении, которое мы здесь с вами наблюдаем, очень небезопасно. А система это делает. Из строя она ни разу не выходила. Человеческое участие нужно только для ее обслуживания. И то отслеживаем ее работу в дистанционном режиме. Опыт удачный и достоин тиражирования.

Эта система была смонтирована в прошлом году при строительстве развязки, уточняет Алексей Васенин, заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. По его словам, сейчас аналогичную установку монтируют на новом путепроводе в районе пересечения улицы Мельникайте с улицей Дружбы. Eсть все шансы, что и в дальнейшем ее будут использовать при строительстве путепроводов.

— А там, где нет автоматической установки, решение об обработке дорог противогололедным материалом принимают мастера участков подрядных организаций, которые обслуживают городские дороги, — уточняет Алексей Владимирович. — В ночь на пятницу, за два часа до начала снегопада, дорожные службы обработали дороги реагентом. Это необходимая мера, которая позволила избежать гололеда. В дневную смену в пятницу уборкой дорог занималось 374 единицы спецтехники — в большей части около двухсот из них — подметальные машины, и 520 дорожных рабочих. Все данные есть на ресурсе grader.tyumen-city.ru. Их основная задача — во время снегопада промести дороги и тротуары, обработать их и вывезти сметенный снег. Альтернативы галиту пока нет. В основе реагента всегда будет природная соль, что в растворе, что в гранулах или в брендированных реагентах. Действующее вещество должно растопить лед. Пока иного не изобретено.

Как ведется борьба с гололедицей в Тюмени на улицах и тротуарах, чем обрабатываются дороги, какой состав у реагента, рассказал заместитель директора ДРСУ-7 Григорий Межерицкий.

— Мы применяем природный материал — минеральный концентрат гранулированного вида, галит. Он поступает к нам в мешках весом в одну тонну каждый. Храним его на складах своей базы. В лаборатории ТОДЭП проводится входной контроль каждой партии. После того, как убедились, что материал действительно соответствует ГОСТу, что в нем нет никаких добавок, в том числе химических реагентов, мы его берем в работу. Материал загружается в специализированную технику, которая обрабатывает дороги и тротуары. Машины оборудованы дозаторами, в зависимости от погодных условий допускается от пяти до 50 граммов материала на квадратный метр. Позже он вместе со снегом сметается. Мы прекрасно понимаем, что температура меняется в течение суток. Перед снегопадом обязательно проводится предварительная обработка дорог противогололедным материалом. Потом дороги прометают и обрабатывают повторно, чтобы не было накатов и гололеда на проезжей части, — поясняет Григорий Николаевич. — С утра пятницы подметают проезжую часть 33 комбинированные дорожные машины и 12 подметальных тракторов ДРСУ-7. В течение трех часов после снегопада дороги должны быть чистыми. В начале сезона провели тест-драйв, на котором определили, сколько единиц техники необходимо для уборки проезжей части и тротуаров. Все соответствует ГОСТу.

А когда морозы усиливаются, дорожные службы вместо соли используют отсев гранитной крошки. Песком, заметил Межерицкий, улицы не посыпаются уже давно, да и эффективность его сомнительна. К тому же песок забивает ливневую канализацию. На морозе мелкие частицы гранита лучше работают против скользкости на дорогах и тротуарах.

***
фото: Снегоуборочная техника ТОДЭП; Из форсунок на съезде с развязки Мельникайте и 30 лет Победы распыляется противогололедный раствор; Артем Рещиков показывает сердце системы — интерфейс метеостанции; Запасы галита на производственной базе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта