Гармония меняет мир к лучшему
В филиале ДШИ «Гармония», который в начале учебного года открылся на улице Заполярной, уже готовятся к новогодним концертам.
В конце сентября начались занятия в хореографическом, художественном отделениях, в октябре к ним подключились музыкальное и музыкально-эстетическое. Здесь две учебные смены — около пятисот детей, 260 — на бюджетной основе, чуть меньше — на коммерческой.
— В школу мы записываем преимущественно тех, кто живет в ближайших микрорайонах, — рассказывает Eлена Новакаускене, директор ДШИ «Гармония». — Для нас это принципиально важно, ведь школа искусств здесь единственная. Дизайнеры и строители постарались, разрабатывая концепцию творческого пространства.
Уникальность объекта еще и в том, что построен он в рамках муниципально-частного партнерства. Возведение здания и его ремонт взяли на себя АИЖК Тюменской области и компания «Звезда». Инвесторы все сделали за свои деньги, затем передали объект городу, но решили школу искусств не бросать и взяли над ней шефство.
— Мы много говорим, что в Тюмени поддерживаются славные исторические традиции. Одна из них — меценатство, — сказал глава города Руслан Кухарук на открытии отделения «Гармонии» на улице Заполярной. — Развивая собственный бизнес, люди находят возможность создавать уникальные объекты, которые будут служить горожанам многие десятилетия. Здание построено и введено в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Реализация проекта, концепция дизайна в дальнейшем могут стать образцовыми при реконструкции и строительстве подобных объектов. Благодарю застройщика за этот уникальный подарок городу и школе, которой исполняется пятьдесят лет.
— Новый филиал школы искусств «Гармония» распахнул свои двери в активно развивающемся районе города Тюмени — «Тюменской слободе», — отметила Ирина Алексеева, директор городского департамента культуры. — Объект отвечает самым современным требованиям организации образовательного пространства — начиная от планировки помещений и заканчивая дизайн-проектом. Светлые просторные аудитории, хореографические и концертные залы с эстетичным функциональным дизайном создают максимально комфортные условия для ребят. Теперь дети микрорайона, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, смогут развить творческие способности, получат возможность пойти по жизни с любимым делом и достичь высоких успехов в искусстве.
Нарисуем свое будущее
Больше всего в новом корпусе школы искусств тех, кто учится на художественном отделении. Конкурс сюда был большой. При поступлении не требовалось особой художественной подготовки, но на вступительных экзаменах необходимо было выполнить задания, которые комиссия оценивала, а затем принимала решение о зачислении на бюджетные места.
— Конкурсный отбор был и для преподавателей, — рассказывает Eлена Новакаускене. — Резюме было много. Мы изучали портфолио, учитывали опыт преподавания, достижения. Отдавали предпочтение «играющим тренерам» — преподавателям, которые сами активно занимаются творческой, выставочной деятельностью, участвуют в концертах, конкурсах профессионального мастерства. Это очень важно. Родители будут видеть, что те, у кого учатся их дети, могут не только на словах что-то рассказать, но и показать. Наглядный пример пробуждает дополнительный интерес к предмету.
— Мне с детства очень нравилось рисовать, — рассказывает Алена Пак. — Родители мне говорили, что у меня красиво получается. И я решила пойти в художественную школу. Рисовать в классе с учителем интересней, чем одной дома в скетчбуке. За два месяца я научилась делать красивые переливы цветов и пропорционально рисовать человека. Уже сделала несколько новогодних открыток для родителей и друзей.
А 11-летняя Анна Кочкина гордится тем, что не боится теперь чистого листа. Преодолела психологический барьер. Говорит, что даже ошибки делать не так страшно, если вокруг такие же, как ты. Главное — не завидовать, если у кого-то получается лучше, а учиться у него.
— Мне очень нравится, что нам помогают преподаватели, — делится впечатлениями Кристина Налетова. — Здесь они не такие, как в обычной школе, могут подсказать, что-то подкорректировать. Вот сейчас мы учимся рисовать натюрморт. Сначала мне казалось это трудным, а теперь становится все интереснее. Очень хочу научиться красиво рисовать, участвовать в конкурсах и принести своей школе наилучшие дипломы.
В художественном отделении с детьми занимаются три преподавателя. Оксана Ягнюк, например, преподает художественные дисциплины более 25 лет, работала в разных городах и даже государствах. Eй есть с чем сравнить новую «Гармонию».
— Попала сюда как в сказку, — восторженно говорит Оксана Вячеславовна. — Здесь великолепные условия для обучения. Школа оснащена прекрасным оборудованием — в каждом классе есть все необходимое, в том числе интерактивные доски, проекторы, компьютеры, графические планшеты. Доброжелательная атмосфера плюс современное техническое оснащение способствуют быстрому творческому росту детей. Уверена, что мы будем гордиться нашими выпускниками.
Кстати, 13 выпускников художественных отделений ДШИ «Гармония» в прошлом году поступили в профильные высшие учебные заведения не только в нашей стране, но и в Южной Корее. В школе называют такой результат большим достижением, считают, что можно говорить о том, что их выпускники вышли на международный уровень.
— Конечно, не все наши дети сделают художественное образование профессией, — говорит Любовь Лопатина, мама двойняшек Алисы и Арины. — Нам важно, что сейчас у них есть возможность заниматься любимым делом и в шаге от дома. Нам не надо их далеко возить. Чтобы дальше они ни выбрали в жизни, точно знаю, что художественное образование никогда не помешает.
Проверим алгеброй гармонию
По коридорам второго этажа, где располагается музыкальное и хореографическое отделения школы, можно ходить как по концертному залу. Хотя звуки из-за закрытых двойных дверей-шлюзов слышны не так громко, но все же они наполняют музыкой пространство коридоров и холлов. А через стеклянные двери можно наблюдать, как с учениками занимаются преподаватели. Вот класс фортепиано. Девятилетняя Лиза Шинкаренко сосредоточенно и внимательно перемещает пальцы по клавишам. Преподаватель что-то объясняет ей. Лиза кивает и продолжает дальше. В перерыве мы зашли на пару минут.
— Я так давно хотела заниматься музыкой, она мне так нравится! — говорит Лиза. — Дома у нас тоже есть инструмент, но не пианино, а синтезатор. Хочу научиться сочинять музыку. Пока только скачиваю мелодии с интернета, смотрю, как их исполняют, пытаюсь повторить. Но на уроке с преподавателем сложнее. В «Ютубе» никто тебя не поправляет, даже не знаешь, делаешь ли ошибки. Поэтому научиться хорошо и правильно играть можно только с преподавателем.
В музыкальном отделении в школе 11 преподавателей: по классам фортепиано, гитары, вокала, скрипки, флейты, гуслей, аккордеона.
— Команда у нас собралась дружная, молодая, перспективная, — говорит Eлена Швайбович, заведующая музыкальным отделением. — Инструменты прекрасные, на них играть приятно. Купили, например, восемь фортепиано фирмы Yamaha. Пришли хорошие звонкие гусли, замечательные гитары, синтезаторы. Ждем еще аккордеоны, баяны и красивый белый рояль. Дети сразу учатся на хорошо звучащих инструментах. Это формирует музыкальный вкус, воспитывает культуру звука. Надеюсь, что здесь мы воспитаем любителей музыки. А куда они пойдут дальше, какое наберут мастерство — будет их решение.
Класс гуслей в «Гармонии» ведет Галина Быкова — педагог со стажем более сорока лет. Гуслями увлеклась 15 лет назад, ее воспитанники занимали призовые места на престижных международных конкурсах. Но в новой «Гармонии» на улице Заполярной сначала сомневались, пойдут ли дети на гусли. Но то ли обаяние преподавателя сработало, то ли сам инструмент заворожил, но набрали восемь человек. Eще несколько групп учатся в отделении школы в Заречном микрорайоне.
Гусляры в новой «Гармонии», конечно, еще маленькие, до выступления на престижных конкурсах им далеко. Но перспективы, уверена преподаватель, есть. Гусли — инструмент особенный, в чем-то даже лечебный. Eсли возьмешь их в руки, проведешь по струнам, не забудешь.
— Вначале я пошел учиться на гитару, — рассказывает пятиклассник Лев Дуплякин. — Но потом услышал, как звучат гусли, и захотелось самому попробовать. Звук у гуслей даже богаче, чем у гитары. Я с удовольствием занимаюсь. Раньше почти не знал русских народных песен, теперь уже третью разучиваю. На Новый год хочу маленький домашний концерт устроить. Такой, чтобы я играл и все мне подпевали: «Ах вы сени, мои сени, сени новые мои». Думаю, будет здорово!
В кабинете рядом занимаются гитаристы. Преподаватель Михаил Гаскаев молод. В десятилетнем возрасте увлекся гитарой, поступил ради нее в музыкалку, теперь перешел на преподавание. И не останавливается в профессиональном росте, штудирует музыкальные сборники, разучивает произведения. В будущем планирует создать ансамбль гитаристов. Надеется, что приблизительно через год можно будет включать учеников в школьные концертные программы.
Один из самых талантливых его воспитанников — Гриша Коргин — из большой музыкальной семьи. Дедушка, дядя и брат у него играли на гитаре, еще один брат — на балалайке, дядя — на гармони. Музыкантов дома много, но мальчик не хочет быть ни на кого похожим. Хочет быть самим собой. И научиться играть на гитаре так, чтобы все услышали его и ахнули.
В музыкальное отделение «Гармонии» на улице Заполярной записала сына и Ольга Кудинова.
— Живем мы в Ямальском, сын учится в гимназии № 49, что буквально в полусотне метров от художественной школы. Это так здорово, что школа искусств поблизости, — говорит Ольга Сергеевна. — Могу привести ребенка на уроки в гимназию, а потом он сам спокойно идет на занятия в «Гармонию». Хотя сына отдали на музыкальное направление не только потому, что все рядом. Считаю, что художественное и музыкальное образование — основа любого образования. Так говорили еще древние греки. Музыку они изучали наравне с математикой и астрономией и были уверены, что музыкальное образование помогает постигать точные науки. Они заботились о гармоничном развитии личности. Антон Павлович Чехов позже выразил это словами своего героя: «В человеке все должно быть прекрасно». Разве кто-то будет это оспаривать? Поэтому художественных и музыкальных школ должно быть больше. Благодаря им и мы становимся прекрасней, и наш город.
***
фото: Лиза Шинкаренко и Елена Швайбович; Гриша Коргин и Михаил Таскаев; Елена Новакаускене; Александра Ошева занимается с Кристиной Налетовой; В хореографическом классе.