По сбору мусора еще много вопросов
Самой горячей темой обсуждения на декабрьском заседании постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству стали сбор и утилизация твердых коммунальных отходов.
Депутаты обсуждали эту тему около часа. Но каким бы долгим ни было обсуждение, его итоги всегда подводит председатель постоянной комиссии. Поэтому Дмитрия Антипова после рассмотрения всех пунктов повестки журналисты засыпали вопросами.
— Нерешенных вопросов в этой сфере действительно очень много, — начал Дмитрий Антипов. -Предстоит многое проанализировать, понять. Начиная с процесса накопления ТКО на контейнерных площадках, обслуживания их, организации и периодичности вывоза отходов. Недавно дано поручение губернатора Тюменской области в текущем году внедрить пилотный проект по раздельному сбору фракций ТКО, пригодных для вторичной переработки. В этот проект вошли торговые центры, учебные заведения и некоторые бюджетные организации. До конца года все они будут оснащены контейнерами для раздельного сбора. Проект уже запущен, далее все процессы будут систематизироваться.
— Каких показателей удалось достичь региональному оператору?
— За три года Тюменскому экологическому объединению удалось добиться, чтобы сорок процентов отходов, поступающих на мусоросортировочный завод, отправлялось на вторичную переработку. Но еще достаточно много в составе ТКО отходов неорганического происхождения, которые мало востребованы как вторсырье, поскольку технологии их переработки не отлажены или отсутствуют. Например, это касается батареек, элементов цифровой техники и оборудования, а также многих предметов гигиены, тетрапаков. Каждый элемент в отдельности там представляет ценность, но отделить одно от другого пока не представляется возможным. По итогам комиссии мы направим региональному оператору запрос, как будут решаться эти проблемы. И в следующем году обязательно проведем встречу с департаментом недропользования и экологии Тюменской области. Убежден, что решение проблемы нельзя откладывать в долгий ящик.
— Почему за три года так и не договорились, кто и как должен мыть мусорные баки?
— Согласно законодательству обслуживать и содержать контейнерные площадки (и все, что на них находится) должен собственник объекта. Чаще всего это управляющие компании или товарищества собственников жилья. Депутаты едины во мнении — региональный оператор должен выполнять полный комплекс услуг, связанных со сбором, накоплением ТКО, обслуживанием, ремонтом контейнерных площадок и баков, транспортировкой мусора и его утилизацией. В решении этого вопроса городу необходима помощь областного департамента экологии и недропользования. Без них невозможно устранить возникшие противоречия. Мы планируем подробно обсуждать этот вопрос в следующем году в рамках рабочих встреч.
— Повлияет ли введение раздельного сбора на величину тарифа для населения?
— Тариф на вывоз и утилизацию мусора является регулируемым. Говорить о каком-то существенном повышении его преждевременно. Когда завершится реализация пилотного проекта по раздельному сбору мусора, в конце следующего года, мы подведем его итоги, выясним, с какими трудностями столкнулся региональный оператор, определим уровень затрат и расходов. Тогда и поймем, что делать дальше. Сейчас разделение ТКО уже фактически учитывается в тарифе. Но в какую сторону изменится этот тариф, будет зависеть от того, насколько горожане будут ответственно относиться к разделению отходов. Не получится ли так, что в контейнерах для стекла окажется и пластик, и бумага, и пищевые отходы. Ведь на их разделение снова придется тратить силы и деньги, это может повлиять на величину тарифа. Как точно, подсчитать пока сложно. Надо учитывать, что раздельный сбор твердых коммунальных отходов — это не только технологии, но и вопрос культуры. Как быстро мы сумеем ее сформировать? Как скоро привыкнем к тому, что разные фракции надо дома собирать в разные емкости, а потом выносить в разные контейнеры?
— Получает ли региональный оператор доходы от сортировки ТКО и направления разных фракций на вторичную переработку?
— Конечно, такие доходы у компании «ТЭО» есть. С каждым из переработчиков той или иной фракции они составляют прямой договор на поставку бумаги, стекла, пластика или металла. Заключение договора контролирует областной департамент недропользования и экологии. И все полученные от этой деятельности доходы учитываются при тарифообразовании.
— Сколько вообще отходов может идти на вторичную переработку? Eсть здесь определенный план или цель?
— Добиться стопроцентной переработки нам пока нереально. В некоторых европейских странах этот показатель уже достигнут. Но и мы не стоим на месте. В России открывается много предприятий вторичной переработки. Но с некоторыми видами отходов есть сложности, например, с утилизацией шин. В Тюмени тоже есть организация, которая из отработанных покрышек делает травмобезопасную плитку для детских и спортивных площадок, однако ее стоимость достаточно высока. Поэтому основными фракциями для переработки по-прежнему остаются металл, пластик, бумага.
— Возможно ли вернуться к системе приема стеклотары, которая действовала во времена Советского Союза?
— Во времена СССР вся стеклотара производилась по ГОСТУ, утилизировать ее было проще. Теперь же и ее внешний вид, и объем могут быть самыми разными, поэтому намного сложнее организовать возврат стеклотары для повторного применения в этих же целях. Этот процесс могут инициировать только сами производители, но им слишком хлопотно этим заниматься. В целом прием стеклотары, как и таких фракций, как бумага, пластик, металл, в городе востребован. Но нам еще есть к чему стремиться.
***
фото: Дмитрий Антипов