Пять сюжетов двадцать первого года
Как обычно, журналисты «Тюменского курьера» приготовили вопросы для предновогоднего интервью с главой города. А потом решили: пусть Руслан Николаевич выберет из событий года то, о чем сам хотел бы рассказать читателям нашей газеты. Так сложились пять сюжетов. А потом мы все-таки не удержались и задали ему еще один вопрос. Шестой.
Сюжет первый. ЛИНИЯ ФРОНТА ПРОХОДИЛА И ПО ТЮМЕНИ
Об этом свидетельствует присвоение звания «Город трудовой доблести». Что эта общая для всех нас награда значит лично для Руслана Кухарука?
— В годы войны был лозунг: все для фронта. Но была и провинциальная жизнь не очень большого города, где-то в глубине страны, вдали от всех фронтов. Сюда эвакуировались заводы, производство было развернуто в считанные дни, они сразу начали выпускать то, что нужно фронту — снаряды, обмундирование, провизию. Работала на этих заводах тюменская молодежь, еще не подлежащая призыву. Об этом знают все. И надо было собрать документы, подтверждающие вклад города, вклад тюменцев в Победу. И нам удалось его доказать.
— Доказать? Хотя рядом с боевыми самолетами Омска, с тридцатьчетверками Свердловска и тяжелыми ИС-3 Челябинска…
— Но так сформулировано в законе о городе трудовой доблести: мало заявить и ждать указа президента. Надо доказать. Не просто приложить воспоминания, а собрать документы и данные архивов. И не только тюменских. Ведь до 1944 года Тюмень была в составе Омской области. Мы подняли московские государственные архивы, архивы, где хранились телеграммы Государственного комитета обороны, хранились наградные документы тех, кто работал на оборонных заводах Тюмени. Мы нашли телеграммы Сталина и предприятиям, и отдельным тюменцам, комсомольцам, — благодарность за то, что они собрали деньги — и на эти деньги построены самолеты. В Тюмени построены торпедные катера «Комсомолец». Наша историческая справка (это почти тысяча листов): подтверждения, выписки… Потом была историческая экспертиза Российской академии наук. И только после ее положительного заключения было подтверждено, что вклад города соответствует требованиям федерального закона. И можно отправить в адрес президента обращение о присвоении Тюмени звания «Город трудовой доблести». Конечно, это было рассмотрено на заседании Тюменской городской Думы, и депутаты всех фракций единогласно подтвердили инициативу, и члены общественных палат Тюменской области и города Тюмени, и почти 170000 тюменцев — электронным голосованием или личной подписью. И губернатор подписал постановление о ходатайстве.
И вот, когда мы отмечали 435-й день рождения города, эта награда была присуждена Тюмени. А если говорить о личном отношении, то федеральный закон вышел как раз тогда, когда я возглавил Тюмень, и, знаете, я подумал, что это и есть возможность сказать слова благодарности ветеранам и всем, кто трудился в тылу. Вот так мы доказываем, казалось бы, очевидное. Зачем же этим заниматься? Но идет время, сменяются поколения…
— И со временем очевидное становится общим местом…
— Да, и кое-кто даже старается пересмотреть историю. Я уверен, что нам необходимо было вернуться к этим урокам еще раз, оцифровать и сделать доступными исторические документы, услышать голоса еще живущих среди нас свидетелей великих событий и сохранить все это. И когда вступил в силу этот федеральный закон, для себя я решил, что приложу все силы для того, чтобы это получилось.
— Я не знаю, прочитали ли вы всю эту гору документов в тысячу страниц… Но что произвело на вас особенно сильное впечатление?
— Это телеграммы Сталина, в которых говорилось о деньгах, которые были собраны тюменцами. Мужчины, женщины и дети работали с утра до поздней ночи, недоедали, но видели, что страна в большой беде, и собрали эти деньги на строительство самолетов и танков.
— Отношение к подвигу становится мостом между прошлым и будущим. И может быть, именно сооружение и укрепление этого моста и есть то, что делает нас не просто населением, но и народом? Народ — это люди, которые чувствуют свое единство, свою общность и свою судьбу. А потом солдаты вернулись с войны и вместе с теми, кто, можно сказать, воевал в тылу, приняли участие в огромной работе, которая превратила таежную глухомань в энергетическое сердце спасенной ими страны. Вы выросли в Урае, где началась эта работа, откуда в мае 1964 года отправился первый танкер с тюменской нефтью. Вы видели этих людей, вы жили среди них.
— Мне повезло, как и тем, кто родился в те годы, кому близко то время. Кто мог прикоснуться к истории. Я помню, как в 1985 году, в сорокалетие Победы, к нам в детский сад в Урае приходили и ветераны войны, и первооткрыватели шаимской нефти. Потом об этой встрече написала наша газета «Знамя», и папа купил несколько экземпляров — на газетном снимке я стою с игрушечным автоматом — то была сценка для ветеранов. И я благодарю судьбу, что мы были рядом с людьми, которые вслед за военным подвигом совершили трудовой — то, что было сделано здесь для нашей страны, и сегодня является локомотивом всей отечественной экономики — наша большая Тюменская область. И чувствуют себя причастными к этой земле и те, кто здесь родился, и те, кто работает здесь многие годы… Обо всем этом могут рассказать собранные нами факты.
Сюжет второй. МУРАВЬЯМ УЖЕ ДВАДЦАТЬ
Eще немного, и 2021 год из настоящего станет прошедшим. Он уйдет в историю и станет в шеренгу своих братьев — годов двадцать первого века. Красиво звучит: двадцать первый год двадцать первого века. А с ним уходят в историю и разные события, даже юбилеи. Так, исполнилось уже двадцать лет нашим «Отрядам мэра».
— Мы уже привыкли каждую пятилетку подводить итоги. И этот год — год небольшого юбилея, 435-й от основания города. И все мероприятия в этот год были посвящены этому событию.
«Отряды мэра» — это уже тоже история, больше двадцати лет они существуют, уже многие города подхватили эту идею, — они очень у нас востребованы. Молодые тюменцы, муравьи, как их в городе называют, каждое лето на несколько недель выходят трудиться, получить первый опыт, заработать первые в жизни деньги. А они предложили, чтобы появились отряды, посвященные почетным гражданам города, и это тоже будет урок тюменской истории. У нас уникальная история, красивая — история первого русского города, открывшего дорогу в Сибирь.
Сюжет третий. СТРОЙКА — ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ НЕ ЗАМЕТИТЬ
История города продолжается в новых стройках. Они еще не стали памятниками, не обросли легендами. С точки зрения их собственной истории, они еще в самом начале. Поговорим о сегодняшнем дне?
— Город строится, город меняется, и год 2021-й не стал исключением. В новогоднюю ночь каждый загадывает желание, чего он хотел бы достичь. Но чтобы чудо случилось, надо еще и поработать.
— Хотя этот год для строительного сектора экономики был не из легких. Напротив…
— Да, об этом я и хотел сказать. Но если мы спроецируем на человека, который ставит задачи и строит планы, так и город строит планы и ставит конкретные задачи, которые мы все вместе обсуждаем, чтобы все придуманное реализовать.
— А что вы придумывали на этот год?
— Новые детские сады и школы, новые дороги и развязки, новые скверы и благоустроенные дворы. Пятьдесят пять многоквартирных домов, чьи дворы у нас были в планах.
Мы определили озелененные территории, которые будем создавать, и спортивные площадки, которые будем приводить в современный вид. Созданное когда-то требует пересмотра и обновления — и мы считали, сколько инженерных коммуникаций следует заменить.
Конечно, в течение года были опасения и переживания. Потому что ситуация в мире, связанная с ограничениями, она и в нашем городе есть. Она ограничивает миграционные процессы, а ведь значительное количество рабочих к нам приезжает из-за рубежа. Это отразилось на экономике. И еще то, что в течение года произошло удорожание строительных материалов и рабочей силы до тридцати процентов. Мы ожидали удорожания металла — и он на самом деле вырос в цене. Это повлияло на работу строительных организаций и подрядчиков, работавших на благоустройстве. Словом, опасения были. Но были и обоснования предполагаемых неуспехов…
— Что же вы делали, чтобы опасения не подтвердились?
— В финале же все получилось, все удалось. Мы сделали не только то, что запланировали, а намного больше. Дворовых территорий пятьдесят пять… Скверы, парки… Около восьмидесяти километров дорог отремонтировано и построено новых. Построено около одного миллиона квадратных метров жилья. Открыто девять новых детских садов. В том числе шесть по национальному проекту «Демография», где заказчиком выступает правительство Тюменской области. Мы вместе определяем районы, где потребность в детских садах наибольшая. Eще два построены застройщиком в новых микрорайонах, а один открылся после капитального ремонта. Две новые школы, каждая на 1200 учащихся.
— Вы так рассказываете, словно сами собираетесь пойти в детский сад или в первый класс.
— Я с удовольствием бываю в детских садах и не только в новых, но и в тех, которые мы ремонтируем. И это важно для тюменцев, которые создают семьи, планируют будущее.
— Мне подумалось, что строительство детского сада — это послание, адресованное следующему поколению. Кто-то заведет еще одного ребенка, потому что рядом есть детский сад. Eсть дети — будут внуки, одно цепляется за другое, и конца этой перспективе не видно… Но вы сказали «удалось».
— Удалось не потому, что мы в январе собрались и договорились: давайте сделаем все, что запланировали. Это уже наработанный механизм, многолетний, он позволяет заранее определять работы, которые будем выполнять. Работы, согласованные с тюменцами, даже внешний вид той или иной зоны… Мы говорим, например, про замену сетей с директором УСТЭК, он предупреждает: труба, которую мы укладываем, подорожала в два раза. И если бы мы заранее, еще в 2020 году, не определились, что именно эти трубы меняем, не включили бы их в инвестиционную программу, не смогли закупиться, не смогли определить подрядчика на более ранний этап, то мы бы не выполнили программу по замене инженерных сетей в этом году. Мы в этом году определились, какие озелененные пространства станем создавать в следующем году. Сами тюменцы выбирали, где какие должны быть. В этом году мы сказали: давайте поддержим проекты, которые предложил самый талантливый архитектор или дизайнер. Мы пришли к проекту, который уже четверть века обсуждали: какой будет улица Дзержинского…
С 1 января ничего не начнется, если в течение года не выполнить огромную работу — обсудить, спроектировать, заложить средства в бюджет, договориться со всеми, с кем мы будем реализовывать этот проект — с ресурсоснабжающими компаниями, чтобы они заменили сети именно в этом месте, чтобы в следующем году мы могли туда зайти с благоустройством. И чтобы ремонт сетей нас не задерживал. Мы должны договориться с владельцами земельных участков и объектов недвижимости, чтобы они завтра не сказали: «А мы против, а мы не хотим, а мы не пустим вас на эту территорию».
— И они согласились?
— Изначально, когда мы производили разработку плана на улицу Дзержинского (это пешеходный квартал, который пройдет не только по улице Дзержинского, но и по улицам Республики и Челюскинцев и выйдет на набережную), так вот изначально, когда мы эту работу рассматривали и должны были произвести возмездное изъятие, собственники недвижимости приходили и говорили: «Мы хотим быть в вашем проекте». Они готовы были произвести реконструкцию, произвести какие-то изменения, но только чтобы включиться в пешеходный проект в центральной части нашего города, быть в нем. Так многие собственники земельных объектов и объектов недвижимости видели себя в этом проекте.
— В чем заключается их непосредственное участие?
— Мы создали несколько фокус-групп. Кто-то объединил рестораторов, кто-то — туриндустрию, кто-то — креативные индустрии, кто-то — молодежку, кто-то взялся за набережную, и каждый говорил, каким бы он хотел бы видеть будущее центральной части города. Мы свели эти представления в одну общую концепцию и еще раз это обсудили с тюменцами. Это легло в основу проекта, на который мы сегодня уже предусмотрели средства в бюджете 2022-2024 годов.
— Кто же автор этого проекта?
— Сами тюменцы.
Сюжет четвертый. О ПЕЛИКАНАХ
Представим, что наш город — аэродром. В этом году на наше летное поле опустилась редкая и красивая птица — хрустальный пеликан. Главный приз конкурса «Учитель года».
Тюменские педагоги, ведомые и направляемые Ольгой Владимировной Ройтблат, каждый год участвуют в этом конкурсе. И, наконец, хрустального пеликана получил тюменский учитель. Учитель 2021 года это…
— …Да — учитель физики 16-й гимназии Eкатерина Костылева. Мне было очень приятно, что главная награда в области образования — в Тюмени. Я видел этот конкурс. Несомненно, эта победа — победа Eкатерины Костылевой и оценка ее таланта. Но вместе с тем это победа системы образования нашего города и нашего региона. Мы уже сказали о новых школах, которые открываем в нашем городе, о современном оборудовании, которое для них приобретаем. Но и самое современное оборудование, и новое здание не заменят самого главного — учительского сердца, его желания делиться знаниями, умения так рассказать о своем, пусть даже трудном, предмете, чтобы ученик захотел выбрать специализацию, которую для него открыл учитель. Мы уже говорили про мосты, которые соединяют прошлое и будущее, школа — это тоже один из таких мостов.
И самое интересное — по условиям конкурса город, в котором работает победитель этого года, становится местом проведения конкурса года следующего. Это значит, что конкурс «Учитель года — 2022» пройдет в Тюмени. Мы будем создавать условия, которые позволят нам быть такой площадкой.
Сюжет пятый. ТРУДНОСТИ ГРАММАТИКИ И УСПЕХИ ПРАКТИКИ
— Вы все время употребляете слово «тюменец» во множественном числе.
— Да, это так.
— Признаюсь, что с точки зрения языка меня царапает часто повторяющееся выражение последнего времени — инициативное бюджетирование. Я даже советовался на университетской кафедре русского языка, и мне ответили, что слово, конечно, чиновничье, но имеет право быть. Это тюменское изобретение? Вы так много уделяете ему внимания…
— Это не тюменское изобретение. Я же юрист по образованию. И если говорить юридическим языком, то проекты, которые предлагают горожане, их софинансирование из бюджета и возможность привлечения частных инвесторов — все это стало общеобязательным в этом году. 131-й закон об общих принципах местного самоуправления теперь содержит статью про инициативное бюджетирование. Мы просто начали раньше…
— Представьте себе, в этом здании, где мы разговариваем, работают опытные люди. С высоты восьмого этажа вы видите, что надо сделать. А люди выбирают власть, чтобы она делала все, что людям надо, о чем люди просят, — и «не приставайте к нам с инициативой»? Столько мороки: один хочет одного, другой — совершенно противоположного. Зачем вам это надо, и как вы выбираете курс в сонме разнополюсных инициатив?
— Eсли сказать нормальными словами про инициативное бюджетирование…
— Нормальными словами? Отлично!
— …это финансирование бюджетом проектов, которые предложили сами горожане.
— А разве у вас нет своих проектов, вам надо, чтобы мы сами предложили?
— Почему? Eсть. Но и это не морока. Это очень интересно, когда есть такая возможность у любого тюменца…
— Вы можете на одном из проектов доказать, что это «очень интересно»?
— Проекты, которые предлагают тюменцы, могут быть никогда не реализованы властью. Eсть программные обязательства… благоустройство… традиционные подходы… Например, вряд ли бы в сквере Комсомольском появилась площадка для городков. А к нам пришли и сказали: есть прекрасная идея… Давайте сделаем. И мы узнали, что у нас целая федерация и она успешно выступает.
— Так и у «Курьера» появилась прекрасная идея — сквер Крапивина.
— Прекрасная идея! Но так трудно выбрать — уникальные проекты предлагают люди, предложений поступает много. Но наш город вошел в список лучших практик Министерства финансов РФ по инициативному бюджетированию, потому что мы предоставляем возможность не только предложить, но и проголосовать на электронной площадке. И количество голосов, отданных за тот или иной проект, является решающим, чтобы мы поддержали проект и включили его в бюджет следующего года.
— Я подумал, что, может быть, именно непредсказуемое разнообразие идей придает городу индивидуальность, лица — необщее выражение, уход от общепринятых стандартов? А это хлопоты.
— Но приятные. Идей бывает много, а мы ограничены финансированием — десять миллионов рублей. Мы сказали, что стоимость одного проекта не больше двух миллионов. Хотя она бывает и меньше, и проектов бывает больше. Но в бюджете 2022 года в два раза увеличили эту сумму и запланировали двадцать миллионов рублей. Площадки для выгула собак. Площадки для паркура. Мехнин с его идеей воркаута — это тоже проект из инициативного бюджетирования. А мы тем самым участвуем в национальных проектах по демографии, где спорт — норма жизни.
— А по демографии тоже есть программа?
— Это один из ключевых показателей, по которым страна развивается.
— И никто вам не говорит: «Оставьте нас в покое, не тащите на спортплощадку»?
— Наоборот. Eще и нас приглашают к себе. Скандинавская ходьба — самый массовый вид спорта — полюбилась.
Вместо заключения.
ГОРОД ГОВОРИТ…
— Я обратил внимание, что вас все время нет на месте, ваш телефон в кабинете редко отвечает, вы постоянно на людях. А бываете ли вы когда-нибудь наедине с городом? Когда вы можете поговорить с ним с глазу на глаз, может быть, спросить его о чем-то и услышать ответ? И что говорит вам город? Как это выглядит? Вы и город лицом к лицу?
— Я люблю быть с городом наедине рано утром, в выходные, часов в шесть — половине седьмого. И думаю, куда поехать. Eду не только туда, где есть прекрасные велодорожки, но и туда, где их нет. В Затюменском парке, например. Мой велосипед позволяет проехать и в труднодоступных местах, и где надо — стоя. Или пройти немного пешком. Я буду молчать, а город будет говорить, откровенно говорить и показывать то, что обычно не увидишь, когда едешь на автомобиле, когда организуешь совещание или встречи с населением…
— Что он говорит?
— «Обратите внимание»…
— Он с вами на «вы»?
— По-разному… Говорит, что здесь хотелось бы почище… А здесь появился объект, который будет радовать не только жителей этого района, но и всех горожан… А почему на этом месте не сделать пешеходную или велодорожку? Почему не поправить этот турник, где появилась трещина, и завтра он может кого-то травмировать? Город говорит мне: вы едете на велосипеде, а вчера был сильный ветер и набросал веточек на дорожку, ребенок поедет на роликовых коньках, может упасть и пораниться… Город говорит, что дорогу построили год назад, но, видимо, здесь подвижные грунты, образовались провалы — обратите внимание на это и скажите дорожникам, что они обязаны это устранить. Город говорит: «Спасибо, что вы периодически вывозите мусор». Да, график соблюдается, но можно и почаще это делать. Город часто рассказывает то, что, может быть, не всегда приятно слышать.
Вот разговор, который происходит у меня с городом. Я его часто фиксирую, и хотя он ведется один на один, я делюсь этим разговором и часто отправляю фотографии коллегам и говорю, что это мне город подсказал, что он хотел бы, чтоб стало лучше, чтоб было поправлено. Этот разговор очень полезный, ведь город может многое рассказать, потому что он — Город.
Конечно, когда проводятся встречи, люди готовятся, а город говорит: «Да, это хорошо, но давайте заглянем еще вон туда». В такие места, которые показывают один на один.
Вот такие у нас в городе разговоры.
***
фото: Руслан Кухарук в сквере Крапивина; Барельеф мемориала «Вечный огонь»; Тюменские муравьи; Лес строительных кранов в Ново-Патрушево; Екатерина Костылева, учитель года; Рай городошников в Комсомольском сквере.