Хозяйский подход
Добиться встречи с директором службы заказчика по благоустройству Центрального округа Вячеславом Ченыкаевым было непросто. Когда я сказал, что хочу занять примерно час его времени, он глубоко задумался, видимо, пытаясь найти этот самый свободный час.
— Не потому что я такой важный, — объяснил по телефону Ченыкаев, — просто действительно много работы.
И вот я подхожу к нужному кабинету, берусь за ручку двери и слышу за дверью телефонный звонок. Дожидаюсь окончания разговора и захожу. И тут же новый звонок. Снова пауза. Не успел я произнести первый вопрос, как входит один из квартальных. Они говорят с директором об уборке снега на одном из участков.
— Это привычный для вас темп работы? Или потому что снега навалило? — спросил я.
— У нас круглогодично так. Зимой — снег, весной — вода, летом -пожары. Так что это вполне привычный темп, — глядя в документы, говорит Вячеслав Николаевич, -простите, я глазами не с вами, но внимательно слушаю.
Снова телефон. Обращаются насчет вывоза снега.
— Надо активизировать работу, чтобы люди комфортно и безопасно выходили из подъездов, — заканчивает он разговор.
Ловлю момент и решаю перейти к своим вопросам.
— Чем запомнился этот год службе заказчика?
— Тут, как и в жизни человека, -особо яркими эпизодами. А ими для нас стала прежде всего активная работа. Так же, как и в прошлые годы, мы много что сделали, -отвечает Ченыкаев.
Смотрите, только за три дня, предшествовавших нашему разговору, обследовано 428 дворов. Направлено 141 уведомление в адрес ТСЖ.
— Все объекты внешнего благоустройства Центрального округа в нашей компетенции, — объясняет Вячеслав Николаевич. — Вот тут у нас сквер. Это наша тема. Сквер первой категории. Значит, снег из него должен вывозиться раз в месяц. В этом месяце его вывозили уже раз восемь. Но даже если выпадает сантиметр снега, его нужно убирать. Так устанавливают нормативно-правовые акты, утвержденные администрацией города. Улично-дорожная сеть, парки и сквер -все разбито по категориям. Каждый объект имеет определенный тариф. Подрядные организации имеют дорожные карты и работают по ним на определенных объектах. А мы ежедневно все это контролируем.
— Встречались ли в вашей работе случаи недопонимания со стороны сограждан? Когда сотрудники службы заказчика приходят во двор выполнить какую-то работу, например, срезать старые качели, а местные жители осыпают их бранью?
— Очень часто. Да. Справляемся методом убеждений. Мы же точно такие же горожане. Всегда стараемся ставить себя на их место. Пытаемся убедить, рассказать, объяснить, почему мы так или иначе поступаем. Eсли есть постановление прокуратуры, мы его обязаны исполнить. Мы все выросли на таких же качелях с жесткой сцепкой. И, слава богу, с нами ничего не случилось. Но закону мы должны следовать. Поэтому объясняем, разговариваем. Мы запрашиваем средства на следующий год для замены демонтированных качелей. Будем делать их на мягких подвесах.
— Бывает, что горожане вам помогают?
— Всегда есть неравнодушные и активные, которые помогают. Как на стадии разработки проектной документации, так и при строительно-монтажных работах. Eсть, конечно, и недовольные горожане, которые просто считают, что за них все должны сделать так, чтобы им нравилось. Это не хозяйский подход, когда уже по факту говорят: «А почему не так сделали?» А мы, в свою очередь, всегда хотим услышать мнение. Повторюсь, как на стадии разработки, так и при строительных работах, когда еще что-то можно подкорректировать. Но в целом, конечно, получаем больше положительных отзывов. Начиная от уборки и заканчивая благоустройством и капитальными работами. Хорошего больше.
— Через портал «Тюмень — наш дом» горожане могут помогать общему делу поддержания порядка, оставляя сообщения о сломанных скамейках, опрокинутых урнах, исписанных заборах. Но часто предпочитают использовать для этого соцсети. Как часто вам приходится реагировать на сообщения там?
— Реагируем мы одинаково активно и на портале, и в соцсетях. И по телефонам. И сюда, в приемную, и квартальным постоянно звонят. Трудно даже сказать, куда больше, а куда меньше. И всевозможных групп в соцсетях много. Здесь у нас разнонаправленность. Как тут не реагировать? Это наша задача, наша работа. Eсли не наша компетенция, то пытаемся перенаправить.
— Я смотрю, мессенджеры для вас — привычный инструмент.
— Да. Вот, например, есть чат «Текущее содержание улично-дорожных сетей». Там может быть сообщений триста-четыреста в сутки. Они идут все время: и в шесть утра, и в четыре ночи. Режим работы круглосуточный. Тут 64 участника. Здесь мы видим итоги работ, все замечания. Это один чат. Eсть чаты «фонтаны», «автополивы», «сетевики», «инцидент ЦАО», «праздничное освещение округа»… Очень много.
Вячеслав Николаевич показывает мне ленту сообщений в чате в вайбере. Eсли непрерывно ее листать, на фотоотчетах можно наблюдать плавную смену дня и ночи.
— А вы были сегодня на работе? — вдруг спрашивает меня директор Ченыкаев.
— Eще нет, — отвечаю.
— Мы все сделали, чтобы у вас с торца здания было почищено. Вчера сигнал пришел. Мы его отработали, — говорит Вячеслав Николаевич.
Чтобы не быть голословным, он открывает на компьютере программу, которая дает доступ к камерам наружного слежения в городе. Открывает нужный адрес, и я вижу, что снег действительно вывезли.
— Я вчера выглянул в окно и порадовался красоте погоды. Подумал: вот бы сейчас в лес, вот бы где-нибудь погулять. Но надо немножко разгрестись, — рассказывает Ченыкаев. — Не забывайте, у нас в Западной Сибири среднегодовая норма осадков почти полтора метра. Но нередко снега выпадает значительно больше нормы. Eсть регламентированные сроки вывоза снега — около десяти дней, но мы берем повышенные обязательства. В центральной части округа мы и за сутки неплохо отработали. Да, все равно много замечаний поступает. К каждому дому быстро не добраться, но реагируем мы оперативно.
На контроле у службы заказчика десятки УК и подрядных организаций. Текущее содержание — это своевременность выполнения работ. Вчерашний день здесь не важен. Важны только сегодня и завтра. Возможно, вчера было хорошо и чисто, а сегодня во дворе посидели несознательные граждане и пустые бутылки раскидали. Или ветер подул, мусор разнес. И все, ситуация изменилась. Поэтому у службы заказчика не бывает выходных.
— А как на работе отразилась пандемия?
— Мы просто не можем сегодня позволить себе болеть. Всегда должны быть в строю. И это не какие-то громкие слова. Просто так и есть. В прошлом году была текучка, а в этом году стабилизировались. Коллектив устоялся, и все знают свою работу. Здесь ведь очень важна команда. Работа эта сложная. Но по-своему интересная.
— Какой у вас сегодня план на день?
— Сейчас я квартальным уделю время. Потом в 11.00 встречаюсь с управой. В 16.00 другое совещание. Заливка горок очень важный сейчас момент. Чтобы праздничное настроение у тюменцев присутствовало. Это тоже наша работа.
Вячеслав Николаевич встал, накинул пиджак. В соседнем кабинете его уже ждут квартальные.
— Вы же понимаете, — говорит он мне на прощание, — наш округ очень отличается от остальных. Ни в коем случае не хочу умалять работу своих коллег, но на нас тут лежит очень большая ответственность: все главные городские мероприятия, благоустройство исторического центра. И мы не можем не справиться.
***
фото: Вячеслав Ченыкаев.