X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Победители видят больше

Подведены итоги X Тюменской геологической олимпиады среди школьников. На победу претендовали 95 участников, а оценивали знания практики — представители нефтегазодобывающих компаний, вузов и научных институтов.

Что и говорить, мероприятие престижное. Благодаря онлайн-формату к состязанию подключились ребята не только из Тюмени, но и из Свердловской, Оренбургской, Кировской и Челябинской областей.

— От этого все только выиграли: во-первых, повысился статус -олимпиада стала межрегиональной, а во-вторых, возросла конкуренция -борьба шла нешуточная, — считает главный судья Павел Смирнов, заведующий лабораторией седиментологии и эволюции палеобиосферы Тюменского государственного университета, руководитель Тюменского клуба юных геологов. — Надо отметить еще один момент: каждый мог выбирать любое количество дисциплин, в которых хочет участвовать.

Может показаться, что в более выгодном положении оказались воспитанники клуба юных геологов, где ребята изучают непростое, но интересное дело. Павел Витальевич спешит развеять стереотип: заявки на участие оргкомитет принимает ото всех, без какого-либо предварительного отбора на все этапы. 18 декабря определили финалистов, а далее победителей в номинациях и возрастных группах. Это комиссионное решение жюри. А шанс заявить о себе есть у каждого.

В конкурсах по минералогии и петрографии, палеонтологии, нефтегазовой и структурной геологии был один этап. Проходил он в виде научной дискуссии, когда задается вопрос, к которому не может быть какого-то четкого единого ответа.

— Важны не сама точность ответа, а рассуждение, знание темы, построение логических конструкций, работа с первоисточниками и многое другое, — рассказывает Смирнов. — Интересный формат редко используется на олимпиадах по другим предметам. Это способ воспроизвести реальные научные задачи, которые школьникам предстоит решать, когда они станут специалистами, учеными, практиками. Особенно хорошо себя показали старшеклассники, демонстрируя широчайшую эрудицию. Младшие ребята, ученики шестых и седьмых классов, может быть, пока еще не самые подготовленные, но уж точно самые вовлеченные и заинтересованные. В силу возраста и любопытства стараются вникнуть во все сразу. И это правильно.

В качестве эксперимента в этом году были конкурсные соревнования по структурной геологии. В следующем году она станет полноценным компонентом олимпиады. Организаторы хотят ввести еще одну вариативную дисциплину. Будет ли это планетология либо дистанционное зондирование земли (с дешифровкой снимков спутниковых, беспилотных летательных аппаратов), еще предстоит определиться. Но уже сейчас понятно, что оба направления увлекут школьников.

Там, где интерес — будут и знания, убежден член судейской комиссии Александр Кулик, начальник управления геологоразведочных работ, ресурсной базы и лицензирования компании «РН-Уватнефтегаз».

— Интерес к предмету как раз и побуждает к тому, чтобы знания росли. Все связано. Да и в работе так же: будет мотивация, и все остальное приложится, — подмечает Александр Петрович. Он не первый год судействует на геологической олимпиаде, отмечает сильный общий уровень участников, но среди них всегда найдутся те, кто впечатлит профессионала. — Из участников выделю восьмиклассниц Валерию Павлинич и Дарью Наумову. Они заняли третье место: представили анимированную картину по развитию геологии в Тюменской области. Впервые вижу такой творческий подход к очень серьезной теме.

Первое место заслуженно присуждено Артему Терешину. Девятиклассник воссоздал экостратиграфическую модель разрезов буровой системы. А второе место заняла Дарья Кузнецова. В своем проекте она интересно провела аналитику по оценке влияния биочара (специально обработанный древесный уголь, который используется в сельском хозяйстве) на окружающую среду. Вопрос важный для экологии… Eсть много других ребят и проектов, которые достойны внимания. Скажу, что по ним видно, кто сможет продолжать развиваться в этом направлении и добьется успеха. Но все постепенно — школа, вуз, предприятие.

В том, что и на их век хватит открытий и работы, Александр Петрович не сомневается.

— У нас еще столько неразведанного, столько задач впереди! Надо развивать технологии, а чтобы это делать, необходима база, которая основывается на фундаментальных науках. И теория, и практика должны идти в ногу. И подготовка у специалистов обязана соответствовать. В ранние годы мы делали двумерные геологические модели, сейчас требования повысились — геологи должны обладать навыками трехмерного моделирования. Очень приветствуется мультидисциплинарный подход, когда владеешь компетенциями по различным направлениям, — подчеркивает собеседник.

Надо сказать, что участие компании в судьбе юных геологов не ограничивается олимпиадным судейством. «РН-Уватнефетегаз» на протяжении многих лет оказывает поддержку Тюменскому клубу: в допандемийные годы на месторождениях проводили экскурсии. Ведь важно воочию увидеть и понять весь процесс добычи углеводородного сырья. Впрочем, и сейчас специалисты компании всегда на связи. Перед олимпиадой помогали подготовить ребят, принимали участие в онлайн-занятиях. Логика проста: поддерживая это направление, они видят школьников, студентов, которые в свое время станут тем самым бесценным кадровым резервом.

А связывают ли свое будущее с геологией сами победители олимпиады? Дарья Кузнецова — девушка целеустремленная. Она четвертый год участвует в геологической олимпиаде, причем каждый раз оказывается в тройке лучших сразу по нескольким турам. Но главное не результат, хотя и он важен.

— Победа означает то, что я могу применять свои знания в нестандартных ситуациях и решать самые разные задачи, — говорит Дарья. — На тестовых заданиях было сложнее, чем в теоретическом туре. Мне больше нравится обсуждать с другими участниками вопросы, на которые нет однозначного ответа, выстраивать теории и гипотезы, а затем доказывать их или опровергать.

Чтобы быть уверенной, Дарья готовилась. За несколько лет у нее скопилась библиотека, начиная от книг Бориса Кантора, заканчивая научными статьями, ГОСТами по проведению различных исследований. Но все же большую часть знаний она получила, занимаясь в геологическом клубе. Как и большинство, Дарья пришла в него случайно, но геология увлекла девушку, и теперь она — гордость клуба. Далекоидущих планов девятиклассница не строит и считает, что еще успеет послужить геологии.

— Мне очень нравится химия нефти, — рассказывает девушка. -Изучать генезис нефти, химический состав, а затем интерпретировать и выдвигать предположения, откуда была взята проба, на какой территории, при каких условиях формировалась нефть. Это захватывающе.

Семиклассник Тимофей Медведев учится в областной физико-математической школе. Для него это был первый опыт и удачный: в теоретическом туре он занял второе место среди своих ровесников, а в конкурсе «палеонтология и историческая геология» — первое. По его словам, задания были сложными, но интересными.

— Я состою в клубе уже второй год, но в 2020 году участвовать в олимпиаде не смог. В этот раз представлял небольшой проект, цель которого заключалась в том, чтобы проверить на подлинность метеоритную пыль, — поясняет Тимофей. — Метеориты — это тела космического происхождения, и мне показалось интересным сделать проект про них.

Среди других заданий юному геологу запомнилось то, где надо было соотнести ученых с открытиями, которые они совершили. Но об истории он может рассказать намного больше, потому что увлечен палеонтологией, тем, как зарождалась жизнь на нашей планете и эволюционировала со временем. Полезное, кстати говоря, увлечение для того, кто в будущем, возможно, станет геологом — специалистов по изучению состава и строения пород для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

***
фото: Участники геологической олимпиады;Александр Кулик.;Дарья Кузнецова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта