Применко Петр Павлович
До 1943 года Петр Павлович жил на Украине, в Сумской области. В 17 лет был призван в армию и, после десятидневного обучения, вместе со своими ровесниками отправлен на линию фронта — разминировать минные поля. У только что призванных ребят даже не было обмундирования.
В 1944 году направили в запасной полк на Донбасс, там выдали обмундирование и месяц учили. Фотография, которую вы видите, сделана как раз во время службы в учбате 144 запасного полка. Молодого бойца только что побрили.
В звании сержанта Петр Павлович прибыл в 67-й стрелковый полк 22-й гвардейской Сибирской добровольческой дивизии. Первый бой принял сразу после прибытия. Было это под Ригой. Ночью пришли на передний край. Петр Павлович — «в «секрете». Сидя в замаскированном окопе прямо перед немецкими позициями, он должен был слушать — чтобы по шуму моторов, по голосам заметить передвижения немцев. После взятия Риги (Петр Павлович тоже в нем участвовал) начались бои с Курляндской группировкой — на Курляндском полуострове было прижато к морю 30 немецких дивизий. «Доколачивать их пришлось до 16 мая 1945 года».
Самый памятный бой Петра Павловича произошел 28 марта 1945 года. Полку было приказано прорвать окружение, в которое попала 8-я гвардейская Панфиловская дивизия.
«Все началось в шесть часов утра. Артподготовки не было, был залп «катюш», послуживший сигналом «в атаку». Действовали настолько стремительно, что немцы побросали в окопах свои котелки и фляги с кофе. Удрали, не позавтракав, на вторые позиции.
Прорвали кольцо и стали наступать. Вскоре увидели наших гвардейцев, выходящих из окружения. Две трети — раненые, или, поддерживая друг друга. Позже немцы опомнились и решили вновь сомкнуть кольцо, но поздно — все уже вышли. Бой продолжался до позднего вечера — больше я такого длинного не помню. Нашему батальону пришлось отбить семь контратак».
В этот день Павлу Петровичу удалось взять в плен двух немцев. «Из-за куста все время стрелял какой-то автоматчик. Никак не могли его засечь. Мы с командиром взвода подползли незаметно с разных сторон и, дождавшись, пока он начнет перезаряжать магазин, подскочили к нему с криком «хенде хох». У него руки затряслись от неожиданности. А громадный он был, я даже сначала испугался. Стукнул прикладом по каске — он и обмяк. Потом еще одного взяли».
Весь первый батальон приказом командующего армией был награжден орденами и медалями. Петр Павлович получил орден Славы III степени.
Бои с Курляндской группировкой были очень тяжелыми: «8 мая началась капитуляция, но очень трудно. Выбросят немцы белые флаги, мы встаем в полный рост, а они огонь открывают. И так несколько раз. Во второй половине дня перешли к нам три немца с белыми флагами — сказали, что солдаты хотят, сдаться, но в окопах находятся эсэсовцы и сдаваться не дают. Потом до шестнадцатого прочесывали лес. Немцы сдавались сразу, а власовцы и латыши не сдавались вообще. Поэтому даже в последний день у нас были потери — 50 человек».
После войны Петр Павлович продолжал служить срочную службу. Тех, кто родился в 1926 году, начали демобилизовать только в 1950. «Не дожидаясь, поступил в военно-инженерное училище». Служил в воздушно-десантной дивизии, был командиром роты в Калининградском военно-инженерном училище. Затем работал в Тюмени, в ТВВИКУ. Последние 11 лет был начальником кафедры. В отставку ушел в звании полковника.
Кроме ордена Славы Петр Павлович награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими.
***
фото: