X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Школа — вопрос национальной безопасности

У российского образования две беды: когда нужно выделить деньги на учебники, их нет; когда можно принять губительные для частной школы запреты, чиновники единодушны. Об этом корреспондент «МН» Eлена Лебедева беседует с заместителем министра образования Александром Асмоловым.

— В комитете по печати прошло совещание, на котором говорилось, что на учебники денег нет, полиграфкомбинаты бета-ют, между министерством финансов и регионами идет спор из-за выделения средств.

— На днях я получил письмо от замминистра финансов Изосима Молчанова с отказом выделить ссуду на школьные учебники. Повторяется ситуация этого года. Чтобы издать книги к 1 сентября, дважды пришлось обращаться к президенту. В его распоряжении четко сказано, что «скоропалительное решение Минфина об издании школьных учебников за счет регионов приведет к провалу подготовки к новому учебному году», что необходимо «найти возможность централизованно профинансировать печатание школьных учебников». Прошедшим летом, в ситуации аврала, удалось издать необходимую литературу. Тогда был задел, сейчас его нет.

В этом году должны были появиться 143 новых учебника — с новым содержанием, разных уровней сложности, подготовлены книги для дополнительного образования — Остера, Успенского. Но если дела и дальше так пойдут, не будет ничего.

Что можно предпринять? Ввести в федеральный бюджет отдельную строку «расходы на учебники». Разработать протекционистскую политику государства в этой сфере. Иначе будет разрушена единая система образования. Россия — многонациональная страна с существенными различиями в традициях, мировосприятии. Eсли канут в Лету еще и общие ориентиры, которые дает школа, государство начнет рассыпаться изнутри. Это прекрасно понимали еще столетие назад в Великобритании: огромная империя держалась не только за счет силы, но и за счет единой системы образования: все друг друга понимали. А мы говорим о региональных изданиях — это же шаг к расколу, к вотчинам. Речь идет не о грамотности, а о национальной безопасности.

Сказанное не означает, что в Красноярске или Смоленске не могут подготовить пособие по истории края. Могут, но в дополнение к федеральной программе. Базовый комплект учебников — дело царское.

— Уже более полугода комитет по вопросам науки, культуры и образования Совета Федерации ведет войну с частной школой. Какова ситуация сейчас?

— Eсли предложения комитета будут приняты, негосударственное образование перестанет существовать, погибнет эмбрион новой общественной идеологии, идеологии выбора. Старая школа была строго регламентированной. Она атрофировала поиск, исключала любое инакомыслие, выплавляла сознание «гомо советикус» — человека обезличенного, послушного. Школьная реформа разрушила монополию на умы детей. И немудрено, что есть люди, которые хотят вернуться к моноидеологии.

Что стоит за понятием «негосударственное образование»? Не только частные школы, но общественные и религиозные учебные заведения: казачий кадетский корпус, лицеи, созданные различными конфессиями. Eсли «Выбор России» захочет завтра учредить собственную школу, он должен иметь возможность Сделать это. Негосударственное и семейное образование — это свободная идеологическая зона.

В России 70 тысяч общеобразовательных школ и только 500 частных. В них учится менее 1 процента детей — капля в море. Но эта капля — буксир изменений системы образования в целом. Негосударственное, государственное и семейное образование — ветви одного дерева. Уничтожая частную школу, мы наносим удар по всей системе образования.

— Часто приходится слышать нарекания по поводу качества преподавания в частной школе. Дети, меняя учебное заведение, вынуждены иногда возвращаться на несколько классов назад, так как не справляются с общепринятой программой.

— К сожалению, есть случаи, когда частные школы обещают самое лучшее, а потом все это оказывается блефом. Но дело не в негосударственном образовании как в таковом, остапы бендеры существуют всюду. Поэтому создана жесткая система контроля: лицензирование, аттестация, аккредитация. Безусловно, здесь есть над чем работать. Но в появлении аферистов виноваты и доверчивые обыватели. Министерство постоянно подчеркивает, что лицензия — это еще не гарантия качества, но если ее нет, ситуация сверхрисковая. И тем не менее родители регулярно под, даются на заманчивые предложения. В этом случае им нужно помнить, что это игра, такая же, как рулетка или МММ.

— А самые болезненные проблемы в государственной школе?

— Болевая точка — это НВП, начальная военная подготовка. Министерство обороны настойчиво пытается вернуть этот предмет в обязательную программу. Мотив — снижение патриотизма у молодежи. Можно подумать, что от скорости сборки автомата Калашникова рождается чувство гражданина. Нигде, кроме Советского Союза и Китая, не было и нет такой дисциплины. За НВП стоит милитаризация детского молодежного сознания, а не патриотизм.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта