Хандошкин Иван Сергеевич
Знаю Ивана Сергеевича уже не меньше лет пятнадцати, но никогда не приходило в голову, что этот очень мирный, такой отзывчивый и обязательный — вроде бы очень гражданский — человек так много лет отдал армии и войне.
В 1939 году Иван Сергеевич окончил сельскохозяйственный техникум на Алтае, в Славгороде, и был призван в армию. Срок службы должен был закончиться в сентябре 41-го. Должен был… Но вместо этого молодой артиллерист Хандошкин получил лейтенантские кубики и — на запад, на фронт. Срочная служба проходила под командованием маршала Жукова, он-то и направил своих проверенных бойцов на защиту столицы.
Всего за шесть дней — небывалые по тем временам темпы — промчались они от восточных границ до Москвы, не успев даже сменить монгольские панамы на зимние шапки, и сразу — в бой. Тогда Иван Сергеевич командовал артвзводом. Он вспоминает с гордостью, как, столкнувшись с противостоянием сибиряков и уральцев, захлебнулась первая же вражеская атака.
8 января 1942 года для Ивана Сергеевича — день исторический: в этот день были освобождены Можайск и легендарное Бородино, в музее которого хранится фронтовое удостоверение одного из освободителей — Ивана Хандошкина.
После московских боев их дивизия стала гвардейской, и это оказалось не только заслугой, но и удачей: после госпиталей гвардейцы направлялись только в свою часть. Так случилось и с Иваном Хандошкиным после первого ранения под Ржевом и московского госпиталя. И первая награда — орден Красной Звезды — тоже за Москву.
Летом 1943 года дивизия, уже в составе 4-ой танковой армии, вступила в бой на Орловском направлении Курской дуги. Тяжкие июльские бои отмечены для Ивана Сергеевича вторым ранением.
Тернополь, Львов, Перемышль, Лодзь, Сандомир, Висла и Одер для него не просто географические имена — это как верстовые столбы на военной дороге, ведущей к Берлину. Остановки допускались только по экстренным причинам. Для Хандошкина вновь такой причиной стало ранение. Уже совсем недалеко от заветной цели — на немецкой реке Нейсе. Месяц госпиталя — и снова своя часть. Eсли и были удачи на войне, то эта одна из них: всю войну пройти со своими ребятами. Участие командира батареи Хандошкина в Висло-Одерской операции было отмечено орденом Александра Невского.
Война для него закончилась 13 мая 1945 года в Раковнике, что недалеко от Праги и Пльзеня, уже после освобождения Чехословакии. Это сейчас начались сомнения в искренности освобожденных пражан, а тогда… Все, что было, вместилось в одну фразу воина: «А встречали-то — ну как родных!»
16 мая, встав лагерем, отпраздновали Победу. Но все равно впереди еще были послевоенные Австрия, Германия, Венгрия — до демобилизации в 1950-м году.
А потом, шутит Иван Сергеевич, его «взяла в плен» симпатичная тюменка Надежда Александровна, и с тех пор они вместе. На севере области и на юге. И в поездках по тем местам, что артиллерист Хандошкин прошел с боями.
Дежурная по фотоальбому Инна Клепикова
***
фото: