Гамбургер, банальный, как убийство
Один из хитов сегодняшнего провинциального видеорынка — фильм Квентина Тарантино «БУЛЬВАРНОE ЧТИВО» (другие варианты названия — «Криминальное чтиво» либо «Макулатура»). Те, кто интересуется кино, обязательно вспомнят «тихий скандал» последнего Каннского фестиваля, когда с подачи главы жюри Клинта Иствуда «Золотая пальмовая ветвь» была отдана не картине «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, а именно «Бульварному чтиву». Тарантино проснулся окончательно знаменитым.
Наконец-то эта лента оказалась в распоряжении вашего обозревателя. Скажу сразу: копия не слишком хороша, о лазерном варианте пока речи не идет. Возможно, поэтому впечатление изначально «занижено». В противовес этому, с ходу заинтриговал внушительный перечень имен в списке исполнителей — Джон Траволта, Брюс Уиллис, Ума Турман, Харви Кейтель, Розанна Аркетт…
Сюжет разделен на три части, три своеобразные новеллы из жизни преступного мира, причем время совершает непредсказуемые скачки — и Джон Траволта («Лихорадка субботним вечером») в роли наемного убийцы погибает во второй части, чтобы здравствовать в третьей. Вообще, привычно законченной истории, рассказанной от начала и до конца, нет совсем — действие словно заблудилось в трех соснах и блуждает между людьми, которых свел вместе уж точно не Господь. И в каждой из трех частей присутствует убийство, банальное, как гамбургер (известный теперь и российским желудкам).
Возможно, я что-то придумываю за Тарантино, но показалось, что это и есть истинная тема его картины (снятой по собственному сценарию). Банальность насилия. Когда киллер, отнимая некий дорогостоящий кейс у нескольких юнцов, сначала демонстративно съедает чужой гамбургер, запивает его чужим дринком — а потом разряжает пистолет. Когда сбежавший от мафии боксер пытается спастись в обыкновенном магазинчике — и оказывается в ловушке маньяков. Когда один из героев выходит из туалета с детективом в мягкой обложке (которым развлекался в сидячем положении) — и попадает под смертоносный залп. Когда курок спускают нечаянно, по привычке, а потом лихорадочно и с превеликими хлопотами уничтожают последствия убийства, которое, в принципе, никому ненужно… Насилие примелькалось, въелось в кожу, кровь, мозг, стало будничным делом, до зевоты. Люди в аккуратных костюмах приходят в бары, на дискотеки или куда-нибудь еще, пьют коктейли, а потом выполняют свою кровавую работу. И тихо расстаются с ошеломленной и безмолвствующей публикой.
Вся жизнь — как дешевый криминальный роман. И стоит так же дешево — только что отправлял одну из естественных надобностей и надеялся, что так будет всегда, — как вдруг в эту маленькую интимную дверь постучалась смерть…
В фильме мало симпатичных персонажей, но они все-таки есть. Это боксер, нечаянно убивший на ринге своего соперника (Брюс Уиллис, «Крепкий орешек») и его подружка (Мария де Медейрос, «Генри и Джун»). Боксер дрался из-под палки, погорячился и теперь вынужден убегать — до тех пор, пока немилосердные обстоятельства не создадут для него еще более жуткую ситуацию.
Да, фильм любопытен, местами весьма увлекателен, хорошо смотрятся в новых ролях и Ума Турман («Окончательный анализ»), и Харви Кейтель («Бешеные псы») — но чего-то выдающегося лично я так и не увидел. Может быть, надо было смотреть фильм не поздним вечером, а на свежую голову. Может быть, нам просто приелись криминальные ленты. Или надо смотреть эту картину на большом экране. И тогда она способна произвести больший эффект. Наверное…
Фирма «ВИСТА-М» предлагает вам приобрести этот фильм, а также более раннюю работу режиссера К. Тарантино — «Бешеные псы» плюс другие видеоленты (отличный выбор!) в магазине «Дом обуви» (ул. Республики, 146).
***
фото: